Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Саратовского областного суда от 29.09.2014 <О признании недействующим пункта 2 приказа министерства культуры Саратовской области от 04.08.2014 N 01-11/373 "Об утверждении границ территории, правового режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения: "Дом Корнилова, 1-я треть XIX в.", "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я.", "Городская усадьба: главный дом, ворота, ограда, нач. XIX в">



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2014 года

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре У.,
с участием прокурора Хлебниковой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Шэлдом" о признании недействующим пункта 2 приказа министерства культуры Саратовской области от 04 августа 2014 года № 01-11/373 "Об утверждении границ территории, правового режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения: "Дом Корнилова, 1-я треть XIX в.", "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я.", "Городская усадьба: главный дом, ворота, ограда, нач. XIX в",

установил:

приказом министерства культуры Саратовской области от 04 августа 2014 года № 01-11/373 (далее - Приказ от 4 августа 2014 года № 01-11/373) утверждены границы территорий, правовой режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения. Нормативный правовой акт опубликован в издании "Собрание законодательства Саратовской области", № 33, июль - август 2014 года (выход в свет 9 августа 2014 года), на официальном сайте министерства культуры области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: mincul.saratov.gov.ru. Приказ зарегистрирован в Федеральном регистре нормативных правовых актов РФ Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области под номером RU64000201400859.
В соответствии с пунктом 2 Приказа от 4 августа 2014 года № 01-11/373 утверждены границы территории и правовой режим использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения, принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я.", согласно приложению 2.
Закрытое акционерное общество "Шэлдом" (далее - ЗАО "Шэлдом") обратилось в суд с заявлением и просит признать недействующим пункт 2 Приказа от 04 августа 2014 года № 01-11/373 с даты его принятия.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что до издания оспариваемого Приказа земельный участок, который попал в границы территории объекта культурного наследия, был предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Продстройсервис" (далее - ООО "Продстройсервис") сроком на 25 лет для проектирования и строительства жилого дома. 31 августа 2001 года был заключен договор аренды N, по которому земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, предоставляется для целей строительства. По договору замены стороны в обязательстве от 27 декабря 2013 года ООО "Продстройсервис" уступило ЗАО "Шэлдом" права и обязанности по договору аренды № от 31 августа 2001 года. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27 февраля 2013 года № 56-р был утвержден градостроительный план арендуемого земельного участка. Оспариваемый Приказ запрещает новое строительство на арендуемом земельном участке, чем нарушаются права ЗАО "Шэлдом". Кроме того, заявитель указывает, что министерство культуры Саратовской области в нарушение требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", "Положения о зонах охраны объектов РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315, Закона Саратовской области от 04 ноября 2003 года № 69-ЗСО "Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, находящихся на территории Саратовской области", не согласовало проект с федеральным органом охраны культурного наследия, не получило положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проекта, тем самым нарушило установленный порядок.
В судебном заседании представитель заявителя З. доводы заявления поддержал, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представители министерства культуры Саратовской области К. и Г. в судебном заседании требования ЗАО "Шэлдом" не признали, поддержав ранее поданные в суд возражения и дополнения к возражениям, которые основаны на том, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции министерства Саратовской области, в пределах полномочий, переданных в соответствии со статьями 9.1, 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ". Указывают, что установление границ территории объекта культурного наследия и утверждение зон его охраны являются различными по своему смыслу, содержанию и процедуре мерами государственной охраны объектов культурного наследия. Утверждение границ территории предусмотрено Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (статья 17), пунктами XVII, XVIII приказа Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия от 21 июня 2010 года № 100 "Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы паспорта объекта культурного наследия", пунктом 8 письма Министерства культуры РФ от 20 марта 2013 года № 1940-01-39/10-НМ "Об установлении порядка регистрации объектов культурного наследия в Едином государственном реестре". Документы, устанавливающие границы территории объекта культурного наследия, не подлежат государственной историко-культурной экспертизе, так как статьей 28 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" установлен исчерпывающий перечень целей проведения государственной историко-культурной экспертизы. Считают, что оспариваемый Приказ не противоречит и земельному законодательству. Так, в соответствии со статьей 99 Земельного кодекса РФ земли объектов культурного наследия народов РФ (памятники истории и культуры) относятся к землям историко-культурного значения. Законодательством не установлено каких-либо ограничений по определению границ территории объекта культурного наследия, которая может не совпадать с территорией земельного участка, определенного в соответствии с земельным законодательством.
Заслушав объяснения представителя заявителя, представителя министерства культуры Саратовской области, свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Хлебниковой Н.Д., полагавшей заявленные требования обоснованными, суд находит требования ЗАО "Шэлдом" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (статья 13 ГПК РФ).
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Из статьи 76 Конституции РФ следует, что по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта РФ, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта РФ осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ): сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в пределах полномочий органов государственной власти субъекта РФ и контроль за их исполнением (часть 1 статьи 9.1, пункт 1 части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Частью 1, пунктом 11 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом (статья 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 65 Конституции РФ и статьей 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом РФ.
В силу статьи 51 Устава (Основного закона) Саратовской области систему органов исполнительной власти области составляют возглавляемое Губернатором области Правительство области, министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 марта 2006 года № 84-П утверждено Положение о министерстве культуры Саратовской области.
Министерство культуры Саратовской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории области, осуществляющим, в том числе, полномочия, переданные РФ в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (пункт 4 вышеуказанного Положения).
Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ.
Пунктами 1 и 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено: отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнести к объектам культурного наследия регионального значения.
04 декабря 1974 года Советом Министров РСФСР издано постановление № 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" о включении здания - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я." (<...>) в утвержденный Перечень памятников культуры, входящих в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 (приложение № 1).
В 1975 году Министерством культуры РСФСР выдана учетная карточка памятника истории и культуры СССР "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.", расположенного по адресу: <...> (л.д. 60).
1 сентября 1975 года Министерством культуры РСФСР выдан паспорт памятника истории и культуры СССР "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч. и учился", расположенного по адресу: <...> (л.д. 61-64).
4 апреля 1978 года Министерством культуры СССР выдан паспорт памятника истории и культуры СССР "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.", расположенного по адресу: <...> (л.д. 196-199).
25 декабря 2013 года выдан паспорт на объект культурного наследия - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я." (<...>).
В целях сохранения культурного наследия народов РФ Президентом РФ 20 февраля 1995 г. издан Указ № 176, пунктом 2 которого установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (Приложение № 1) с дополнениями согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624.
Из приведенного выше следует, что объект - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я." (<...>) имеет статус памятника культурного наследия федерального значения и подлежит государственной охране.
Таким образом, министерством культуры Саратовской области в пределах переданных полномочий принят Приказ от 4 августа 2014 года № 01-11/373, пункт 2 которого оспаривается ЗАО "Шэлдом".
Судом установлено, что постановлением Мэра города Саратова от 9 апреля 2001 года № 249-73 ООО "Продстройсервис" был предоставлен в аренду на 25 лет для проектирования и строительства жилого дома переменной этажности земельный участок площадью 0,7169 га на пересечении улиц Мичурина и Соборной в Волжском районе города Саратова (л.д. 30-31).
На основании указанного постановления 31 августа 2001 года был заключен договор аренды земельного участка № (л.д. 32-39).
27 февраля 2013 года распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" № 56-р утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: город Саратов, пересечение улиц Мичурина и Соборной (л.д. 41-50). 27 декабря 2013 года между ООО "Продстройсервис" и ЗАО "Шэлдом" заключен договор замены стороны в обязательстве, по которому ЗАО "Шэлдом" принял на себя все права и обязанности на земельный участок площадью <данные изъяты> по договору аренды земельного участка № от 31 августа 2001 года (л.д. 40).
Представитель заявителя - З. в судебном заседании пояснил, что строительство нового объекта планируется вблизи дома <...>, и часть земельного участка, предоставленного в аренду ЗАО "Шэлдом", находится в границах территории объекта культурного наследия.
Исходя из изложенного следует, что оспариваемым пунктом 2 Приказа от 04 августа 2014 года № 01-11/373 нарушается право пользования ЗАО "Шэлдом" земельным участком, а поэтому он вправе обратиться в суд в порядке статьи 251 ГПК РФ.
Пунктом 2 Приказа от 04 августа 2014 года № 01-11/373 утверждена граница территории объекта культурного наследия - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я." (<...>), которая проходит: <адрес> (Приложение 2).
Для территории памятника установлен режим использования земель историко-культурного назначения. Запрещается: снос памятника, изменение объемно-пространственных характеристик здания, новое строительство.
На федеральном уровне процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не регламентирована. Ведомственный документ, регулирующий данный вопрос, также отсутствует.
При принятии Приказа от 04 августа 2014 года № 01-11/373 министерство культуры исходило из следующего.
В соответствии с пунктом 11 Положения о министерстве культуры Саратовской области 9 января 2013 года государственному автономному учреждению культуры "Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области" было дано государственное задание, в пункте 5 которого указано на выполнение работ по обследованию и подготовке материалов для утверждения границ территорий объектов культурного наследия федерального, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, определение предметов охраны (л.д. 132-137).
26 августа 2013 года материалы для утверждения границ территории объекта культурного наследия (графическое описание границ территории объекта культурного наследия, текстовое описание границ территории объекта культурного наследия, координаты поворотных точек, проект ограничений правового режима использования земель, историческая справка на объект культурного наследия) поступили в комитет по охране культурного наследия области. Затем переданы в профильный отдел учета объектов культурного наследия комитета по охране культурного наследия области. Ввиду отсутствия замечаний к представленным документам, отделом учета объектов культурного наследия был подготовлен проект приказа об утверждении границ территории, который впоследствии был утвержден (л.д. 152-165).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты, обладающие определенными признаками (характеристиками), а именно недвижимое имущество. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объект культурного наследия является особым видом недвижимого имущества (здания, сооружения, постройки) вместе с их исторически сложившимися территориями (земля). Соответственно, помимо специального законодательства в области сохранения, популяризации и использования памятников истории и культуры, на объекты культурного наследия распространяется действие общих норм гражданского и земельного права, регулирующие оборот недвижимости в России (Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и др.). Так, в соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ), недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое вместе с территорией памятника. При этом территорией памятника является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.
Системное толкование норм Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (в частности, статьи 3) позволяет сделать вывод о том, что территория объекта культурного наследия - это некое историческое явление, то есть земельный участок под объектом культурного наследия сформировался (сложился) в результате неких исторических событий и сегодня представляет собой актуальную территорию данного объекта.
Исходя из учетной карточки, паспортов 1949 года, 1975 года, 1978 года, 2013 года, объектом культурного наследия признан только памятник - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я." (<...>), сопряженная с ним территория как объект культурного наследия не обозначена. Следовательно, территорией объекта культурного наследия является земельный участок, на котором непосредственно расположен данный памятник. Министерство культуры Саратовской области, включив в территорию объекта культурного наследия земельный участок, расположенный за пределами границ самого здания, и установив на нем правовой режим использования, фактически утвердило не границы территории объекта культурного наследия, а охранную зону памятника в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении, что и согласуется с понятием зоны охраны, установленном в статье 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, части 4 статьи 99 Земельного кодекса РФ. Свидетели И.Е.О. и К.Н.Б. также пояснили в судебном заседании, что, определяя территорию объекта культурного наследия именно в таких границах, исходили из сохранения памятника в его исторической среде.
Процедура установления зоны охраны, то есть иной меры государственной охраны объекта культурного наследия, предусмотрена статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, "Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315. Она включает в себя составление проекта зоны охраны, согласование его с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, проведение историко-культурной экспертизы проекта, и возможность его утверждения только при положительном заключении экспертизы.
Министерством культуры Саратовской области при фактическом установлении зоны охраны памятника процедура соблюдена не была, а именно: не составлялся проект зоны охраны, не согласовывался с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, не проводилась историко-культурная экспертиза проекта.
Является обоснованным довод министерства культуры Саратовской области о том, что при утверждении границы территории объекта культурного наследия проведение историко-культурной экспертизы не требуется. Однако, разрешая вопрос об утверждении границы территории памятника - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я." (<...>), министерство культуры Саратовской области в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории установило зону охраны объекта культурного наследия, а поэтому министерством культуры Саратовской области должна быть соблюдена процедура установления зон охраны, предусмотренная Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, "Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования ЗАО "Шэлдом" о признании недействующим пункта 2 Приказа от 4 августа 2014 года № 01-11/373, которым утверждены границы территории и правовой режим использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения, принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 - "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я.", согласно приложению 2.
Признавая пункт 2 Приказа от 4 августа 2014 года № 01-11/373 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, суд исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года № 19-П, 11 апреля 2000 года № 6-П, 27 января 2004 года № 1-П, а также с учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд считает возможным признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) решение суда (его резолютивная часть) подлежит опубликованию министерством культуры Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление закрытого акционерного общества "Шэлдом"- удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 приказа министерства культуры Саратовской области от 4 августа 2014 года № 01-11/373 "Об утверждении границ территории, правового режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения: "Дом Корнилова, 1-я треть XIX в.", "Здание гимназии, где в 1851-1853 гг. преподавал писатель-революционер Ч.. Здесь в 1858-1863 гг. учился физик-электрик Я.", "Городская усадьба: главный дом, ворота, ограда, нач. XIX в".
Решение суда после вступления в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию министерством культуры Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд РФ в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.

Председательствующий судья
Е.В.АРШИНОВА


------------------------------------------------------------------