Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Балаковского районного суда Саратовской области от 25.12.2014 по делу N 2-214 2015 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим решения Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 30.12.2004 N 440 "Об утверждении Положения "О местных налогах и сборах, действующих на территории Балаковского муниципального образования">



БАЛАКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу № 2-214(2)2015

Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Бирюковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания С.,
с участием:
заявителя З.,
представителя заинтересованного лица Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области Г.А.В.,
представителя заинтересованного лица администрации Балаковского муниципального района Саратовской области М.А.А.,
представителя заинтересованного лица Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области К.,
помощника прокурора г. Балаково Саратовской области Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании недействующим решения Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 30.12.2004 года № 440 "Об утверждении Положения "О местных налогах и сборах, действующих на территории Балаковского муниципального образования",

установил:

З. обратился в суд с заявлением о признании недействующим полностью решения Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 30.12.2004 года № 440 "Об утверждении Положения "О местных налогах и сборах, действующих на территории Балаковского муниципального образования", как не соответствующего статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года № 1738-1 "О плате за землю", статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, порядку вступления в законную силу нормативного акта, установленному статьей 19 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявления указано следующее.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. В соответствии с инструкцией Министерства налогов и сборов Российской Федерации от 21.02.2000 года № 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" основой для дифференциации средней ставки земельного налога является экономическая оценка территории, генеральные планы городов и другая градостроительная документация.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от --- года было признано недействующим полностью решение Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 29.11.2003 года № 308 "Об утверждении границ зон градостроительной ценности и установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Балаково", как несоответствующее статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года № 1738-1 "О плате за землю", статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, порядку вступления в законную силу нормативного акта, установленному статьей 19 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Данным решением было установлено, что границы зон градостроительной ценности и дифференциация ставок земельного налога были определены произвольно без должного экономического обоснования, вследствие чего ставки земельного налога на 2004 год для промышленных предприятий города Балаково оказались завышенными в несколько раз.
В обжалуемом решении Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 30.12.2004 года № 440 "Об утверждении Положения "О местных налогах и сборах, действующих на территории Балаковского муниципального образования" границы зон градостроительной ценности и дифференциация ставок земельного налога были перенесены из решения Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 29.11.2003 года № 308 "Об утверждении границ зон градостроительной ценности и установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Балаково". Границы зон градостроительной ценности и дифференциация ставок земельного налога также были определены произвольно без должного экономического обоснования. В 2005 году применялись размеры ставок земельного налога, действовавшие в 2004 году, с коэффициентом 1,1.
За принадлежащий заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером --- площадью --- кв. м, категория земель - земли поселений, используемый в предпринимательской деятельности, размер земельного налога за --- год превысил в --- раз размер земельного налога за --- год, рассчитанный по ставке, установленной Законом Российской Федерации "О плате за землю" для Приволжского экономического района. Переплата по земельному налогу в --- году составила для заявителя --- рубля --- копеек.
Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не был опубликован в установленном законом порядке в официальном издании.
В судебном заседании заявитель З. просил удовлетворить его заявление, дал аналогичные объяснения.
Представитель заинтересованного лица Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области Г.А.В. в судебном заседании и в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Оспариваемое решение Совета депутатов Балаковского муниципального образования принято уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой принятия, опубликовано в муниципальной газете "Балаковские вести" 19.01.2005 года и 21.01.2005 года в выпусках № 4 (2818), № 5 (2819) соответственно.
В соответствии с Уставом Балаковского муниципального образования Саратовской области в структуру органов местного самоуправления входит администрация Балаковского муниципального образования, которая учредила муниципальное унитарное предприятие "Информационный центр "Балаковские вести" для отражения общественно-политической жизни муниципального образования, в том числе для официального опубликования муниципальных правовых актов. 28.03.2002 года между администрацией Балаковского муниципального образования Саратовской области и муниципальным унитарным предприятием "Информационный центр "Балаковские вести" был заключен договор, в соответствии с которым муниципальные правовые акты Совета депутатов Балаковского муниципального образования публиковались в муниципальной газете "Балаковские вести". Согласно Уставу Балаковского муниципального образования Саратовской области глава администрации Балаковского муниципального образования одновременно осуществлял полномочия председателя представительного органа Балаковского муниципального образования, подписывал решения, принятые Советом депутатов Балаковского муниципального образования. Нормативные правовые акты главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области также публиковались в газете "Балаковские вести".
Оспариваемым решением установлены дифференцированные ставки земельного налога на земельные участки по зонам градостроительной ценности г. Балаково. Проект оспариваемого решения был представлен на рассмотрение с приложением экономического обоснования предлагаемых размеров ставок земельного налога.
В оспариваемом решении содержатся нормы, регулирующие налог на доходы физических лиц, в отношении которых заявитель не привел никаких доводов.
Представитель заинтересованного лица администрации Балаковского муниципального района Саратовской области М.А.А. в судебном заседании и в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявления, дал аналогичные объяснения.
Представитель заинтересованного лица Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области К. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, дал аналогичные объяснения.
Заинтересованное лицо Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, не направило представителя в судебное заседание.
Помощник прокурора г. Балаково Саратовской области Е. в судебном заседании дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в материалах дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог является местным налогом.
Согласно пункту 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года № 1738-1 "О плате за землю", действовавшего на дату принятия оспариваемого решения, налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии со статьей 14 Устава Балаковского муниципального образования Саратовской области представительным органом местного самоуправления Балаковского муниципального образования являлся Совет депутатов Балаковского муниципального образования.
Установлено, что 30.12.2004 года Совет депутатов Балаковского муниципального образования принял решение № 440 "Об утверждении Положения "О местных налогах и сборах, действующих на территории Балаковского муниципального образования".
Решение содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, регулирующие правоотношения в связи с взиманием местных налогов.
Решение опубликовано в газете "Балаковские вести" в выпусках № 4 (2818), № 5 (2819) от 19.01.2005 года и 21.01.2005 года соответственно.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации" под периодическим печатным изданием как средством массовой информации понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
В соответствии с Уставом Балаковского муниципального образования Саратовской области в структуру органов местного самоуправления входила администрация Балаковского муниципального образования, глава администрации Балаковского муниципального образования осуществлял полномочия председателя представительного органа Балаковского муниципального образования, подписывал решения, принятые Советом депутатов Балаковского муниципального образования.
Постановлением администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области № 3194 от 17.10.2001 года было создано муниципальное унитарное предприятие "Информационный центр "Балаковские вести". 28.03.2002 года между администрацией Балаковского муниципального образования Саратовской области и муниципальным унитарным предприятием "Информационный центр "Балаковские вести" был заключен договор, в соответствии с которым материалы Совета депутатов Балаковского муниципальные муниципального образования размещались на условиях, прописанных для администрации (пункт 2.2 договора).
Указанные обстоятельства подтверждаются копией договора, копией справки директора - главного редактора муниципального автономного учреждения Балаковского муниципального района "Информационный центр "Балаковские вести", являющегося правопреемником муниципального унитарного предприятия "Информационный центр "Балаковские вести".
Из копий выпусков газеты "Балаковские вести" № 4 (2818), № 5 (2819) от 19.01.2005 года и 21.01.2005 года соответственно следует, что газета имела постоянное название, текущий номер, выходила два раза в неделю, то есть отвечала признакам периодического печатного издания как средства массовой информации.
Таким образом, оспариваемое решение отвечает признакам нормативного правового акта, поэтому оно может быть оспорено в судебном порядке в соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основные начала законодательства о налогах и сборах установлены статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей следующие положения.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (часть 1).
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (часть 2).
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (часть 3).
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (часть 4).
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом (часть 5).
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (часть 6).
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (часть 7).
Пунктом 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие основания признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации. К таким основаниям относятся случаи, если акт: 1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов; 2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом; 3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; 4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом; 5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом; 6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом; 7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; 8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе; 9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Оспариваемым решением установлены дифференцированные ставки земельного налога на земельные участки по зонам градостроительной ценности г. Балаково. Из архивной копии решения следует, что проект оспариваемого решения был представлен на рассмотрение Совета депутатов с приложением экономического обоснования предлагаемых размеров ставок земельного налога.
В оспариваемом решении содержатся нормы, регулирующие налог на доходы физических лиц, в отношении которых заявитель не привел доводов о наличии оснований для признания его не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
На основании изложенного заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления З. о признании недействующим решения Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 30.12.2004 года № 440 "Об утверждении Положения "О местных налогах и сборах, действующих на территории Балаковского муниципального образования".
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья
И.Г.БИРЮКОВА


------------------------------------------------------------------