Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08.12.2014 по делу N 2-4838 /2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Решения Совета муниципального образования город Балаково "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок>



БАЛАКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу № 2-4838(2)/2014

Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Остапенко С.В.
при секретаре судебного заседания А.,
с участием прокурора Трофимова К.А., представителей заявителя К.Н., З., представителей заинтересованных лиц Ш., К.Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Балаковского районного суда Саратовской области дело по заявлению ООО "Мясо-молочный комплекс" о признании нормативного правового акта незаконным и не подлежащим применению с момента принятия,

установил:

ООО "Мясо-Молочный комплекс" (далее ООО "Мясо-Молочный комплекс") обратилось в суд с заявлением о признании нормативного правового акта - Решения Совета муниципального образования город Балаково от * года N* "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково" (в редакции Решения Совета муниципального образования город Балаково N* от * года) в части установления в пункте * таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере * процентов от кадастровой стоимости земельных участков недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Решением Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково", в редакции Решения Совета муниципального образования город Балаково № * от * года установлены ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности муниципального образования город Балаково, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования согласно приложению № * к Распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от * года № * "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Утвержденные ставки арендной платы приведены в таблице "Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Балаково".
Пунктом * указанной таблицы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок установлена ставка арендной платы в размере *% от кадастровой стоимости земли.
ООО "Мясо-молочный комплекс" на основании договора аренды № * от * года является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: * область, г. *. Ул. *, дом № *, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Собственником указанного земельного участка является муниципальное образование город Балаково. По условиям договора аренды размер арендной платы определяется с использованием удельного показателя кадастровой стоимости, площади земельного участка и процентной ставки. Договор предусматривает возможность изменения размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения ставки арендной платы, изменения кадастровой стоимости земельных участков, изменения показателей, влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с утвержденной методикой, в других случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, Саратовской области, органов местного самоуправления. С принятием оспариваемого нормативного акта размер арендной платы за земельный участок увеличился с * рублей * копеек до * рублей. ООО "Мясо-молочный комплекс" считает утвержденную ставку в *% завышенной и экономически необоснованной. С * г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от * г. № * "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Указанным Постановлением к основному принципу определения арендной платы, подлежащему применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О в отношении земельного налога, имеющего одинаковую правовую природу с арендной платой как публично устанавливаемой альтернативной формой платы за использование земли, так же указал, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 года № 13-П). Таким образом, предоставленное федеральным законодательством органу местного самоуправления полномочие по определению размера арендной платы абсолютным не является и должно реализовываться в соответствии с общими началами определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В нарушение указанных принципов, при принятии оспариваемого нормативного акта экономическое обоснование ставок арендной платы по категориям земель и видам разрешенного использования не производилось.
Кроме того, принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Учитывая данные нормы, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении соответствующих муниципальных образований, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов хозяйственной деятельности.
Вопреки этому на территории города Балаково для арендаторов земельных участков того же вида разрешенного использования, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области, установлена ставка в * процента от кадастровой стоимости, в то время как для земель, находящихся в собственности города Балаково, установлена ставка в размере *%. Постановлением Правительства Саратовской области от * г. * за земельные участки девятого вида разрешенного использования, находящиеся в собственности Саратовской области, установлена ставка в размере *% от кадастровой стоимости. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от * г. № *, ставка арендной платы для земельных участков, относящихся к девятому виду разрешенного использования и находящихся в собственности Российской Федерации, также составляет * процента от кадастровой стоимости.
Установление повышенной ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности МО г. Балаково, ограничивает конкуренцию. Введенная арендная плата является для предприятия настолько чрезмерной и обременительной, что у Общества фактически отсутствует возможность ее уплаты. Между тем ООО "Мясо-молочный комплекс" является сельхозпроизводителем, основными видами деятельности предприятия является растениеводство в сочетании с животноводством. Высокое арендное бремя непосредственным образом повышает себестоимость сельскохозяйственной продукции, приводит к ее удорожанию и снижению конкурентоспособности на товарном рынке.
Статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности органам местного самоуправления. В силу статей 8 и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
На ООО "Мясо-молочный комплекс" возложена обязанность по уплате завышенных арендных платежей с * года, поэтому в целях полного восстановления нарушенных прав, оспариваемый нормативный акт должен быть признан недействующим со дня его принятия.
Представители заявителя К.Н. и З. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, дали объяснения, аналогичные изложенным в заявлении, дополнительно указали, что представленная в материалы дела пояснительная записка не является по своей сути экономическим обоснованием установленных ставок арендной платы и не свидетельствует о доказанности того, что проведен надлежащий анализ оценочных характеристик земельных участков, расположенных в Балаковском муниципальном районе. Текст Пояснительной записки не содержит данных об экономических характеристиках земельных участков, в том числе многофакторного анализа доходности участков с учетом вида экономической деятельности арендаторов и зон градостроительной ценности, в которых расположены участки. Таким образом, из анализа содержания текста следует, что повышение арендной платы было произведено таким образом, чтобы обеспечить повышение доходности бюджета. Экономический анализ территории района с точки зрения влияния ставок аренды хозяйствующих субъектов не проводился. Из строки № * таблицы следует, что за земли под производственными и административными зданиями, находящимися в государственной собственности, установлена ставка арендной платы размере *%, в то время как за земли МО г. Балаково *%.
Представитель заинтересованного лица Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области Ш. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворении, в судебном заседании и в письменном отзыве на заявление указала, что решение от * года № * "О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года N* "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково" принято Советом города Балаково в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта, порядку принятия и введения его в действие, а также соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Из вышеизложенного следует, что действующее законодательство предоставило представительным органам местного самоуправления поселений, в том числе Совету муниципального образования город Балаково, право самостоятельно устанавливать порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Балаково. Ссылка заявителя на несоответствие оспариваемого решения Совета города Балаково Постановлению Правительства Российской Федерации от * года, а также Постановлению Правительства Саратовской области от * года несостоятельна, так как данные нормативные акты устанавливают ставки арендной платы исключительно для земель, находящихся в государственной собственности РФ, собственности Саратовской области, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и не затрагивают вопрос установления ставок арендной платы для земельных участков, находящихся в собственности поселений.
Порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, определяется Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановление Правительства РФ от * г. *. Правилами установлены несколько способов определения арендной платы за земельные участки (п. 2 Правил), в том числе как от кадастровой стоимости (п. * Правил), так и от рыночной стоимости земельного участка (п. * Правил). Случаи исчисления арендной платы от кадастровой стоимости перечислены в п. * Правил. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в указанном пункте не значатся, соответственно, арендная плата в данном случае исчисляется как произведение рыночной стоимости земельного участка и ставки рефинансирования ЦБ РФ. Статьями 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения, а также возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства относится к функциям и исключительным полномочиям антимонопольного органа.
Представитель заинтересованных лиц К.Д.С. считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в судебном заседании и в письменном отзыве на заявление указал, что проект решения был внесен на рассмотрение Совета муниципального образования город Балаково администрацией Балаковского муниципального района сопроводительным письмом от * г. № *.

В пакете документов, в числе иного, содержалась пояснительная записка к проекту решения с прилагаемым к ней анализом изменения арендной платы в связи с применением предлагаемых ставок применительно к различным видам разрешенного использования земельных участков. Данный анализ был проведен исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которым отнесен участок, и его разрешенного использования. Действующим законодательством не регламентированы форма и методы экономического обоснования устанавливаемых размеров арендной платы за пользование земельными участками, в связи с чем администрацией Балаковского муниципального района такое обоснование было направлено в представительный орган в виде пояснительной записки к проекту решения с приложением соответствующих документов. Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами". В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ нет прямого указания на то, что ставки аренды, устанавливаемые органами местного самоуправления или органами государственной власти, не могут быть выше *% кадастровой стоимости. В силу вышеупомянутого подпункта "*" пункта * Правил * процента применяются только в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "*" - "*" настоящего пункта, если: земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Из изложенного следует, что приведенные случаи к рассматриваемой ситуации не применимы, поскольку земельный участок кадастровым номером *, являющийся предметом договора аренды земли от * г., предоставлен в аренду обществу в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ (в связи с нахождением на участке объектов недвижимости). Таким образом, постановление Правительства РФ № * предполагает для разных случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, разные методы расчета арендной платы за земли, как в устанавливаемом в соответствии с п. * процентном соотношении от кадастровой стоимости земли (не более *%), так и соотношении рыночной стоимости земли к ставке рефинансирования банка России (т.е. * %). Действующим законодательством для "федеральных" и "областных" - "муниципальных" земель установлены разные, несоотносимые методы определения размера арендной платы для рассматриваемой категории земель. Размеры арендной платы, полученные путем применения данных методов, невозможно соотнести, т.к. земельные участки с одинаковой кадастровой стоимостью (расположенные в одном кадастровом квартале) могут иметь значительно разную рыночную стоимость, например, в зависимости от наличия-удаленности коммуникаций, магистральных дорог, развитости инфраструктуры, потенциальной доходности и т.д. Соответственно, утверждение о том, что ставки арендной платы, устанавливаемые Советом муниципального образования город Балаково не могут составлять более * % от кадастровой стоимости, справедливо только в некоторых установленных Постановлением правительства № * случаях. Как видно из содержания п. * Правил земли под производственными и административными зданиями не подпадают под действие данного пункта. Помимо того, в данной ситуации не усматривается и нарушения норм ст. 15 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 2 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку Совет муниципального образования город Балаково, реализовав свое полномочие по установлению ставок арендной платы за землю, не устанавливает не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие права и свободы предпринимательской деятельности.
Прокурор Трофимов К.А. в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменный доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления на основании нижеследующего.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно части 1 статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 24 указанного постановления).
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 36 (часть 1) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 4 статьи 22, пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вопросы определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на федеральном уровне не урегулированы, поэтому, к соответствующим правоотношениям могут быть применены общие начала ее определения при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Постановлением Правительства Саратовской области от * г. № * "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, в соответствии с их видами разрешенного использования (пункт *), а также годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитываемый по формуле, включающей в себя удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка и коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земельных участков; установление порядка определения коэффициента и его значения дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков делегированы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт *).
Решением Совета муниципального образования город Балаково от * года N* "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково" (в редакции Решения Совета муниципального образования город Балаково N* от * года) в пункте * таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" установлена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере * процентов от кадастровой стоимости земельных участков (л.д. № *).
Согласно п. 5 ч. 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Статьей 16 Устава муниципального образования город Балаково (л.д. № *) определено, что представительным органом муниципального образования город Балаково является Совет города Балаково.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Устава муниципального образования город Балаково определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково, относится к исключительной компетенции Совета города Балаково.
Согласно части 1 статьи 49 Устава муниципального образования город Балаково Совет города Балаково по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на" территории муниципального образования город Балаково, решение об удалении главы муниципального образования город Балаково в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета города Балаково и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом города Балаково.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Устава города Балаково заседания Совета города Балаково считается правомочным, если на нем присутствует 50 и более процентов от числа избранных депутатов.
Согласно части 2 статьи 49 Устава города Балаково решения Совета города Балаково, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Балаково, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Устава города Балаково установленная численность депутатов Совета города Балаково составляет 25 человек.
Из протокола шестьдесят девятого заседания Совета города Балаково от * года (л.д. № *) следует, что на заседании присутствовало 18 депутатов, что составляет более 50% установленной численности депутатов Совета города Балаково. Третьим вопросом повестки дня шестьдесят девятого заседания Совета города Балаково был рассмотрен проект решения Совета города Балаково "О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года N* "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково". За принятие данного проекта решения Совета города Балаково проголосовало 18 депутатов, против - 0, воздержались - 0.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 53 Устава города Балаково официальным опубликованием муниципального правового акта считается также первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте муниципального образования город Балаково в сети Интернет (http://www.mo-balakovo.ru/).
Согласно пункту * решения Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "О периодическом печатном издании "Вестник Совета муниципального образования город Балаково" (с изменениями от * года) установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов Совета муниципального образования город Балаково считается первая публикация их полного текста в бюллетене "Вестник Совета муниципального образования город Балаково".
Решение Совета города Балаково от * г. № * "О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково" официально опубликовано в бюллетене "Вестник Совета муниципального образования город Балаково от * года № * (л.д. № *).
Пунктом * решения установлено, что оно вступает в законную силу с * года (л.д. № *).
Данное решение в оспариваемой редакции принято в пределах предоставленных полномочий представительным органом местного самоуправления, действующим в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2007 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Балаковского муниципального района Саратовской области, и имеет нормативный характер.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть третья статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ООО Мясо-молочный комплекс" являются действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является растениеводство в сочетании и животноводством (смешанное сельское хозяйство). Данное обстоятельство установлено судом на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д. № *), копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. № *), копии протокола № * (л.д. № *), копии устава ООО "Мясо-молочный комплекс" (л.д. № *), копии справки отдела государственной статистики г. Балаково (л.д. № *), копии справки МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области (л.д. № *).
ООО "Мясо-молочный комплекс" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *. расположенного по адресу: * область, г. *, ул. *, дом № *, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Собственником указанного земельного участка является муниципальное образование город Балаково. По условиям договора аренды размер арендной платы определяется с использованием удельного показателя кадастровой стоимости, площади земельного участка и процентной ставки. Договор предусматривает возможность изменения размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения ставки арендной платы, изменения кадастровой стоимости земельных участков, изменения показателей, влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с утвержденной методикой, в других случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, Саратовской области, органов местного самоуправления. Данное обстоятельство установлено судом на основании копии договора аренды № * от * года (л.д. № *), копии постановления от * года № * (л.д. № *), копии кадастрового паспорта земельного участка (л.д. № *).
Указанные условия согласуются с положением абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Таким образом, оспариваемая заявителями ставка арендной платы используется в качестве одного из элементов формулы расчета арендной платы за арендуемые ими земельные участки с * г., что влечет обязанность заявителей уплачивать арендную плату в соответствующем размере. Это обстоятельство подтверждается уведомлениями по арендной плате, направленными заявителю (л.д. № *).
Постановлением Правительства Российской Федерации от * г. № * "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" к основным принципам определения арендной платы отнесены:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости и другие принципы.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Способы расчета арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации определены Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от * года № *.
Правилами установлено, что размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах от * до*%. При этом *% от кадастровой стоимости учитывается в отношении земельных участков, не указанных в пп. "*"-"*" п. *, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 года № 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, в соответствии с видами разрешенного использования: за земельные участки, предназначенные для иных целей - два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (п.*). Годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, определяется по формуле: *(%), где * - размер арендной платы за год, УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости * кв. м земельного участка, S - площадь земельного участка, К - коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель.
П. * указанного постановления предусмотрено, что порядок определения указанного коэффициента и его значение устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков.
Проект решения Совета города Балаково "О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года N* "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково" был внесен на рассмотрение Совета города Балаково администрацией БМР сопроводительным письмом исх. № * о т * года (л.д. № *).
Из пояснительной записки о необходимости внесения изменений и дополнений в решение от * г. № * следует, что в связи с актуализацией результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от * г. № * "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", прогнозируется значительное снижение доходов (около * млн. рублей), поступающих в виде арендной платы за землю в * году, так как с * г. будет произведен перерасчет арендной платы по действующим договорам аренды на новую кадастровую стоимость. Во избежание потерь бюджета Балаковского муниципального района необходимо рассмотреть вопрос об утверждении ставок, компенсирующих потери бюджета в связи с уменьшением кадастровой оценки земли. Предлагаемые ставки позволят в * году не только компенсировать потери бюджета в связи с уменьшением кадастровой стоимости земель населенных пунктов, но и дополнительно получить в консолидированный бюджет района * млн. рублей (л.д. *).
Как следует из представленного Собранием в материалы дела экономического обоснования к проекту решения "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от * года № * "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района", при утверждении процентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков в разрезе видов разрешенного использования, отражены особенности расположения земельных участков по факторам свойств: функциональное назначение, обеспеченность коммунальными услугами и связью, развитие социальной инфраструктуры и т.д. Размер арендной платы зависит как от ставки (процента), так и от кадастровой стоимости земельного участка, которая также отражает функциональные особенности земельного участка, степень его доходности и утверждена постановлением Правительства Саратовской области от * г. № *. По отдельным видам разрешенного использования ставки арендной платы позволят дополнительно увеличить неналоговые доходы бюджета МО г. Балаково. При разработке проекта решения были учтены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства РФ от * года № *. В представленном проекте не содержится положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции.
Из содержания приведенных выше нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, не усматривается ограничение прав субъектов Российской Федерации и органов муниципальной власти по определению размера ставок арендной платы для земельных участок, находящихся в собственности субъекта или муниципальной собственности, а также по ограничению соответствующих прав компетентного органа, уполномоченного распоряжаться землями не разграниченной государственной собственности, на определение размера ставок арендных платежей для таких земель.
Не имеется оснований для вывода о том, что ставки арендной платы, установленные федеральным законодателем для земель, находящихся в федеральной собственности, являются предельными для иных публичных земель, поскольку такое указание прямо не предусмотрено федеральным законодателем. В связи с этим, при отсутствии сведений о том, какие земельные участки и в каких регионах Российской Федерации, отнесенные к федеральной собственности, учитывались при расчете ставок арендных платежей, учитывая, что в различных регионах Российской Федерации, даже в пределах одного субъекта Российской Федерации, экономическая рентабельность земель, связанная в том числе, с их плодородием, сложившимся рынком спроса, доходностью, другими экономическими показателями, различна, невозможно говорить о том, что при расчете ставок арендных платежей для федеральных земель были учтены местные особенности всех регионов Российской Федерации.
Анализируя представленные доказательства, положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о законности установления Решением Совета муниципального образования город Балаково от * года N* установления в пункте * таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере * процентов от кадастровой стоимости земельных участков недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
Кроме того, суд считает, что принятое решение является экономически обоснованным, то есть спорная ставка арендной платы в размере *% была установлена исходя из принципа экономической обоснованности, с учетом видов разрешенного использования земельных участков.
Основания для исключения пояснительной записки из числа допустимых доказательств экономической обоснованности установленных ставок из-за наличия противоречий с содержанием сопроводительного письма отсутствуют, так как сопроводительное письмо не рассматривалось и не могло, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, рассматриваться как самостоятельное основание для изменения ставки арендной платы.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ООО "Мясо-молочный комплекс" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления ООО "Мясо-молочный комплекс" о признании нормативного правового акта - Решения Совета муниципального образования город Балаково от * года N* "Об установлении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково" (в редакции Решения Совета муниципального образования город Балаково N* от * года) в части установления в пункте * таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере * процентов от кадастровой стоимости земельных участков недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
В течение месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья
С.В.ОСТАПЕНКО


------------------------------------------------------------------