Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Саратовского областного суда от 05.03.2014 по делу N 3-137/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" в части слов "со статьей 7">



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу № 3-137/2014

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре У.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" противоречащей статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

установил:

С. обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" противоречащей статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что положениями части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" предоставляются меры социальной поддержки исключительно в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет). При этом, по мнению заявителя, не учитываются положения статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая предусматривает уменьшение возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, и соответственно, влечет возникновение у заявителя права на соответствующие льготы.
С. также указывает, что исходя из положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 года) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года); при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. По мнению заявителя, Закон Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", ухудшает его положение в части условий получения социальных льгот.
Заявитель считает, что достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, однако ему было отказано в назначении мер социальной поддержки как ветерану военной службы со ссылкой на часть 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", которая предоставляет такие льготы только в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" без учета положений статьи 28 указанного Закона.
Также в своем заявлении С. полагает, что право на досрочное назначение пенсии не может ставиться в зависимость от места проживания ветерана военной службы, и должно устанавливаться на уровне субъекта с учетом требований, устанавливаемых федеральным законодательством.
В ходе рассмотрении дела С. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) уточнил заявленные требования, и просит признать часть 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" в части слов "со статьей 7" противоречащей статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исключить их из редакции данной нормы.
Производство по настоящему делу в части оспаривания С. положений части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" в части слов "со статьей 7" противоречащей статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и исключении их из редакции данной нормы, применительно к ветеранам государственной службы, прекращено ввиду отсутствия нарушения прав заявителя, который не относится к данной категории граждан.
В судебном заседании С. и его представитель П. доводы заявления, с учетом представленных уточнений, поддержали, просили требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Саратовской областной Думы Р. в судебном заседании требования С. не признала, поддержав ранее поданные в суд возражения, которые основаны на том, что установление мер социальной поддержки ветеранам труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. До 01 января 2005 года, согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 12 января 2005 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" был определен возраст для ухода на пенсию по старости - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. До достижения указанного возраста ветераны военной службы права на льготы по Федеральному закону "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ) не имели.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года (ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы), определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2005 года меры социальной поддержки отдельных категорий граждан были установлены Законом Саратовской области от 22 декабря 2004 года № 66-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области" и Законом Саратовской области от 22 декабря 2004 года № 67-ЗСО "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", действовавшими до 01 января 2010 года. С 01 января 2010 года вступил в силу Закон Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области".
Совокупный объем финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных в Законе Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" ежегодно возрастает, что свидетельствует о соблюдении требований статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ при принятии Саратовской областной Думой Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области".
Таким образом, Саратовская областная Дума считает, что Закон Саратовской области № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" не противоречит федеральному законодательству. Принимая указанный Закон, Саратовская областная Дума действовала правомерно в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
По мнению представителя Саратовской областной Думы, доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Закона области вступили в противоречие с положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего досрочное возникновение у гражданина права на трудовую пенсию являются необоснованными, поскольку данный Федеральный закон не регулирует вопросы предоставления мер социальной поддержки, а устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, при этом условия назначения пенсии по старости установлены в статье 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющей общий пенсионный возраст дифференцированно для лиц разного пола.
В связи с чем Саратовская областная Дума просит в удовлетворении заявления С. отказать.
На возражения Саратовской областной Думы С. были представлены письменные пояснения, в которых он указывает, что не оспаривает объем финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в пределах Саратовской области, а указывает на то, что Закон Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" ухудшил условия предоставления льгот ветеранам военной службы, которое заключается в том, что в ранее действовавшем законодательстве оговаривалось снижение возраста, дающего право на получение льгот. После передачи функций по предоставлению льгот в распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации оспариваемый Закон Саратовской области не предусмотрел возможности снижения возраста, дающего право на льготы, несмотря на то, что в статье 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая возможность предусмотрена. Полагает, что ветераны военной службы, проживающие в различных регионах страны, не должны иметь различный уровень социальной защищенности в зависимости от финансово-экономических возможностей того или иного субъекта Российской Федерации. Условия предоставления таких льгот не могут ухудшаться на уровне субъекта Российской Федерации в сравнении с ранее применяемым федеральным законодательством.
Заслушав объяснения С. и его представителя, представителя Саратовской областной Думы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований к удовлетворению заявления по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Исходя из пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенного конституционного положения социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
На основании статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", согласно статье 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации и статье 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 41 Устава (Основного закона) Саратовской области областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области. Областная Дума реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений и осуществления контроля за их исполнением.
24 декабря 2008 года Саратовская областная Дума приняла Закон Саратовской области № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области". 26 декабря 2008 года указанный Закон был подписан Губернатором Саратовской области И..
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Саратовская областная газета", № 1 (2249), 30 декабря 2008 года, "Собрание законодательства Саратовской области", № 1, декабрь, 2008 год. Данный Закон вступил в законную силу 01 января 2010 года.
Текст Закона Саратовской области от 06 декабря 2012 года № 186-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" № 48, ноябрь - декабрь 2012 года.
В соответствии со статьей 2 данный документ вступил в силу с 1 января 2013 года.
Статья 1 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО (ред. от 06 декабря 2012 года № 186-ЗСО) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" определяет категории граждан, имеющих в соответствии с настоящим Законом право на социальную поддержку:
ветераны труда;
ветераны военной службы и ветераны государственной службы;
ветераны труда Саратовской области;
лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированные лица; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Частью 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" установлено, что ветеранам военной службы, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи для ветеранов труда.
Исходя из положений статей 22 и 23 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), ветераны военной службы (по состоянию на 31 декабря 2004 года) по предоставляемым льготам приравнены к ветеранам труда.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Приведенные нормы согласуются с положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающими, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, изложенных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установление мер социальной поддержки ветеранам военной службы относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, при этом федеральным законодательством не установлено никаких конкретных норм о предоставлении тех или иных видов льгот, либо видах и размерах денежных компенсаций (выплат). Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам военной службы с учетом возможностей бюджета субъекта.
Указанные выше нормы закрепляют право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
Сравнительный анализ оспариваемого положения регионального акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации - Саратовской областью в соответствии с предоставленными ему полномочиями в указанной сфере, и требований действующего законодательства не нарушает.
При рассмотрении заявления судом проверены доводы С. относительно противоречия положений части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО (ред. от 06 декабря 2012 года № 186-ЗСО) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" в части слов "со статьей 7" статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, а также доводы относительно нарушений требований статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, допущенных региональным законодателем при принятии закона субъекта Российской Федерации, и повлекших, по мнению заявителя, ухудшение условий предоставления льгот.
Судом установлено, что С. с "дата" года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, ветераном военной службы в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (л.д. 16, 61, 63). Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Заявитель полагает, что Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО были нарушены условия предоставления ему, как ветерану военной службы, льгот, поскольку частью 3 статьи 2 данного Закона возможность предоставления льгот ограничена только ссылкой на статью 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", тогда как ранее действующее законодательство предусматривало возможность снижения возраста, дающего право на получение льгот, и он рассчитывал, что достигнув возраста 55 лет и имея 16 лет работы в районах Крайнего Севера, наравне с возникновением права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" будет иметь право и на получение мер социальной поддержки.
Данное утверждение С. не основано на законе исходя из следующего.
Так, в соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, из вышеприведенных норм Закона следует, что размер денежных выплат, которые осуществляются после 31 декабря 2004 года, не может быть ниже размера тех денежных выплат, которые осуществлялись до этой даты, а также, что при переходе с натуральной формы предоставления льгот на денежную (так называемая "монетизация" льгот) совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а также не могут быть ухудшены условия предоставления льгот.
Судом установлено, что действующее законодательство Российской Федерации, в том числе указанные заявителем федеральные законы, нормативно не определяют, какие конкретно меры социальной поддержки отдельных категорий населения подлежат введению субъектами Российской Федерации в связи с законодательным разграничением полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Также не регламентированы размеры такой поддержки, порядок назначения, предоставления и иные связанные с этими отношениями вопросы.
Пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривал, что ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с 01 января 2002 года - Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), приобретают право на льготы, установленные для ветеранов труда.
Право на трудовую пенсию по старости, как это установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержатся положения о досрочном назначении пенсии, в том числе для мужчин по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства и оспариваемого заявителем Закона Саратовской области следует, что региональный законодатель, определяя меры социальной поддержи ветеранов военной службы, а также порядок и условия их предоставления, действовал правомерно, в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации. Так, право ветеранов военной службы на получение мер социальной поддержки, предусмотренное федеральным законодателем, оспариваемыми положениями закона субъекта не отменено и не изменено, а условия предоставления мер социальной поддержки не ухудшены, поскольку как ранее (до 1 января 2005 года) так и сейчас ветеранам военной службы право на льготы предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости (в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет). При этом как ранее, так и в настоящее время, законодатель не связывает возможность предоставления льгот для ветеранов военной службы с моментом назначения пенсии по старости, то есть с условиями, предусмотренными статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, и по ранее действующему законодательству заявитель, как не достигший возраста, дающего право на пенсию по старости (для мужчин - 60 лет), право на льготы, установленные для военной службы, не приобрел и не мог ими пользоваться.
Является несостоятельной ссылка заявителя в письменных пояснениях на возражения Саратовской областной Думы, как на обоснование своих доводов об ухудшении региональным законодателем условий предоставления мер социальной поддержки, на положения статьи 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", поскольку указанный Закон утратил силу с 01 января 2002 года, а соответственно не влечет каких-либо правовых последствий.
Суду представлены и в материалах дела имеются сведения о том, что общий объем финансирования на указанные выше меры в Саратовской области увеличился за период с 2005 года по 2014 год.
Так, согласно Закону Саратовской области от 15 декабря 2004 года № 64-ЗСО "Об областном бюджете на 2005 год" были предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, ветеранам труда Саратовской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в объеме 1671444,4 рубля; Закону Саратовской области от 23 декабря 2005 года № 138-ЗСО "Об областном бюджете на 2006 год" - 1818691,2 рубля; Закону Саратовской области от 13 декабря 2006 года № 139-ЗСО "Об областном бюджете на 2007 год" - 1883107,2 рубля; Закону Саратовской области от 05 декабря 2007 года № 294-ЗСО "Об областном бюджете на 2008 года" - 2344979,4 рубля; Закону Саратовской области от 08 декабря 2008 года № 331-ЗСО "Об областном бюджете на 2009 год" - 2988381,0 рубля; Закону Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 182-ЗСО "Об областном бюджете на 2010 год" - 4631225,6 рубля; Закону Саратовской области от 26 ноября 2010 года "Об областном бюджете на 2011 год" - 4854969,6 рубля; Закону Саратовской области от 13 декабря 2011 года № 206-ЗСО "Об областном бюджете на 2012 год" - 5706879,7 рубля; Закону Саратовской области от 06 декабря 2012 года № 206-ЗСО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" - 5849714,9 рубля; Закону Саратовской области от 04 декабря 2013 года № 224-ЗСО "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" - 6020934,2 рубля. Из изложенного следует, что объем финансирования мер социальной поддержки с момента их отнесения к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации до настоящего времени увеличился более чем в два раза.
Таким образом, оспариваемая норма Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" (часть 3 статьи 2) в части слов "со статьей 7" не противоречит федеральному законодательству, в частности: статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, которая предусматривает условия для досрочного назначения пенсии по старости и не регулирует вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранам военной службы, а также статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 года), поскольку региональным законодателем соблюдено требование о невозможности уменьшения совокупного объема финансирования льгот и выплат при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся до указанной даты в натуральной форме, и о невозможности ухудшения условий предоставления льгот.
Довод заявителя о том, что право на назначение досрочной пенсии должно устанавливаться на уровне субъекта Российской Федерации с учетом требований федерального законодательства и не должно ставиться в зависимость от места проживания военного пенсионера, не может быть принят во внимание, поскольку Закон Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" не регулирует отношения, связанные с досрочным назначением пенсии, а определяет порядок и условия предоставления мер социальной поддержки определенным категориям граждан, и как указывалось выше установление мер социальной поддержки в связи с законодательным разграничением полномочий Российской Федерации и ее субъектов отнесено федеральным законодательством к расходным обязательствам субъекта.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, заявление С. о признании части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" в части слов "со статьей 7" противоречащей статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" удовлетворению не подлежит.
Не подлежат удовлетворению и требования С. об исключении из редакции части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" слов "со статьей 7", поскольку суд не вправе вносить какие-либо изменения или дополнения в нормативный акт, так как это является нарушением компетенции органа, принявшего этот акт, и противоречит конституционному принципу разделения властей.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления С. о признании части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" в части слов "со статьей 7" противоречащей статье 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и исключении их из редакции данной нормы - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.

Председательствующий судья
Е.В.АРШИНОВА

Мотивированное решение на страницах
Изготовлено 11 марта 2014 года


------------------------------------------------------------------