Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 07.03.2014 по делу N 2-1326 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" "О тарифах на услуги МУП БКО "СпецАТХ" от 16.08.2013 в части установления тарифов на вывоз твердых бытовых отходов>



ВОЛЖСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА САРАТОВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. по делу № 2-1326

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,
при секретаре З.,
с участием представителя заявителя К., действующей на основании доверенности от 17.12.2013 г.,
представителя АМО "Город Саратов" С., действующего на основании доверенности от 22.01.2014 г.,
представителя МУП БКО "СпецАТХ по уборке города" В., действующего на основании доверенности от 09.01.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества "ИнформБУТЭК" о признании нормативного акта недействующим в части,

установил:

ЗАО "ИнформБУТЭК", с учетом заявления об уточнения требований обратилось в суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим в части, указав в обоснование заявленных требований, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" 16.08.2013 г. принято Постановление № "О тарифах на услуги МУП БКО "СпецАТХ", опубликованное на сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" 16.08.2013 г. и в газете "Саратовская панорама", Спецвыпуск, N, 21.08.2013 г. Данным Постановлением утверждаются новые тарифы на услуги муниципального унитарного предприятия бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города", в том числе на услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Указанное Постановление Администрации города Саратова в части установления тарифов на вывоз твердых бытовых отходов противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает права и законные интересы предприятия - заявителя, поскольку указанным постановлением установлены дискриминационные цены на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для коммерческих предприятий. Кроме того, Постановление Администрации Муниципального образования "Город Саратов" "О тарифах на услуги МУП БКО "СпецАТХ" № от 16.08.2013 г. в части утверждении тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, вынесено с превышением полномочий. Оно противоречит ст. 424 ГК РФ и Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части определения перечня услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию". Между ЗАО "ИнформБУТЭК" и МУП БКО "СпецАТХ" действует договор № от 25.12.2007 г. МУП БКО "СпецАТХ" занимает доминирующее положение на рынке и является единственным предприятием, оказывающем услугу по вывозу твердых бытовых отходов в Октябрьском районе г. Саратова. В сентябре 2013 г. предприятию был выставлен счет на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) по тарифу, установленному указанным постановлением, - 254,24 руб. за 1 куб. м. До этого расчеты сторон производились по тарифу 202,88 руб. за 1 куб. м. Тариф увеличен на 25,3%. Таким образом, применение незаконно установленного тарифа повлечет за собой необоснованное изъятие денежных средств из оборота предприятия - заявителя. Просит признать недействующим Постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" № "О тарифах на услуги МУП БКО "СпецАТХ" от 16.08.2013 г., в части установления тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, со дня его принятия, как не соответствующее Федеральному законодательству.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Кроме того, представитель заявителя пояснила, что хотя МУП БКО "Спец АТХ" занимает доминирующие позиции на рынке вывоза твердых бытовых отходов по г. Саратову, оно не является единственным предприятием, оказывающим подобные услуги. Однако, ЗАО "ИнформБУТЭК" не обращался в другие предприятия для заключения договора на вывоз твердых бытовых отходов, желает продолжать договорные отношения именно с МУП БКО "СпецАТХ", поскольку заявителя устраивает качество оказываемых МУП БКО "СпецАТХ" услуг, не устраивают только установленные тарифы на вывоз ТБО для коммерческих организаций.
Представители АМО "Город Саратов" и МУП БКО "СпецАТХ" просили отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах на заявление, приобщенных к материалам дела. Пояснили, что оспариваемое постановление принято в соответствии с положениями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Принимая оспариваемое постановление АМО "Город Саратов" действовала в пределах своих полномочий, установив для всех коммерческих организаций - потребителей услуги, единую стоимость услуги по вывозу ТБО. МУП БКО "СпецАТХ" является не единственным, а одним из нескольких предприятий, осуществляющих услуги по вывозу ТБО, а потому заявитель не лишен возможности заключить договор на вывоз ТБО с другим предприятием, возможно на более выгодных для заявителя условиях.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии п. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федерального закону либо другому нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативно правовой акт недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения) обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 78 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законом и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 130 - 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В силу ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 4, 4.1. п. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, в том числе: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10.07.2006 г. № "О Порядке установления тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений" по услугам общегородского значения тарифы утверждаются решением Саратовской городской Думы; по прочим услугам тарифы утверждаются постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" (п. 2).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.08.2013 г. № "О тарифах на услуги МУП БКО "Спец АТХ" утверждены тарифы на услуги муниципального унитарного предприятия бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города", в том числе на услуги по вывозу твердых бытовых отходов.
Указанное постановление опубликовано в газете Саратовская панорама - спецвыпуск" от 21.08.2013 г. N.
Как следует из существа оспариваемого правового акта, он является нормативным, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, в целях регулирования общественных отношений, связанных с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование муниципального имущества.
Судом установлено, что издавая обжалуемое Постановление от 16.08.2013 г. № "О тарифах на услуги МУП БКО "Спец АТХ" Администрация муниципального образования "Город Саратов" руководствовалась общими принципами регулирования тарифов и надбавок, установленными ст. 3 ФЗ № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а именно: достижения баланса интересов потребителей товаров услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансирование потребности организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", Правительство РФ постановило отменить с 01.01.2004 г. практику установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Следовательно, в отношении твердых бытовых отходов постановление Правительства РФ от 21.08.2001 г. № применяется при установлении тарифов на уничтожение, утилизацию и захоронение твердых отходов.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.08.2013 г. № "О тарифах на услуги МУП БКО "Спец АТХ" утверждена стоимость услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, оказываемых МУП БКО "Спец АТХ".
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемым постановлением Администрации города Саратова установлена стоимость услуг по вывозу твердых бытовых отходов, положения постановления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", применению в данном случае не подлежит.
Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, Администрация муниципального образования "Город Саратов", утверждая тарифы на вывоз твердых и жидких бытовых отходов для муниципального унитарного предприятия, действовала в пределах своих полномочий.
Стоимость услуг по вывозу твердых бытовых отходов Администрацией муниципального образования "Город Саратов" установлена в соответствии решением Саратовской городской Думы от 10.07.2006 г. № "О Порядке установления тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений" таким образом, что для всех коммерческих организаций установлена единая стоимость оказываемой предприятию услуги, что позволяет любой коммерческой организации, в том числе и заявителю, заключить договор с указанным муниципальным предприятием с определением одинаковой стоимости услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
Несостоятельны доводы заявителя, что МУП БКО "СпецАТХ" занимает доминирующее положение на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов, поскольку обществом не представлено доказательств территориального разделения рынка услуг по вывозу твердых бытовых отходов и невозможности заключения договора на вывоз твердых бытовых отходов с иным предприятием, кроме МУП БКО "СпецАТХ".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Закрытому акционерному обществу "ИнформБУТЭК" в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" № "О тарифах на услуги МУП БКО "СпецАТХ" от 16.08.2013 г., в части установления тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------