Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации Новобурасского муниципального района от 14.07.2014 N 134 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новобурасского муниципального района на 2014 - 2016 гг."



АДМИНИСТРАЦИЯ
НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. № 134

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2014 - 2016 ГГ."

В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Новобурасского муниципального района от 30 октября 2013 г. № 177 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ и реализации" постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новобурасского муниципального района на 2014 - 2016 гг.", согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания, подлежит опубликованию в МУП "Редакция Новобурасской районной газеты "Наше время" и размещению на официальном сайте администрации Новобурасского муниципального района.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Новобурасского муниципального района Воробьева А.Ф.

Глава администрации
Новобурасского муниципального района
М.В.СВЕТЛОВ





Приложение
к постановлению
администрации Новобурасского муниципального района
от 14 июля 2014 г. № 134

Паспорт
муниципальной программы "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности Новобурасского
муниципального района на 2014 - 2016 гг."

Основание для разработки муниципальной программы
Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации"
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Администрация Новобурасского муниципального района Саратовской области
Соисполнители муниципальной программы (по согласованию)
Управление образования администрации Новобурасского муниципального района, Управление культуры и кино администрации Новобурасского муниципального района, организации КК
Основная цель программы
Ускорение перехода работы коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы на энергосберегающие технологические процессы, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения в среднем на 3...5 % ежегодно, улучшение социально-бытовых условий жизни населения
Основные задачи программы
- создание системы нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода коммунального комплекса района на энергосберегающий путь развития;
- повышение надежности топливо- и энергообеспечения;
- снижение внутреннего потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 3...5 % ежегодно;
- завершение оснащения объектов бюджетной сферы и других потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования энергоресурсов;
- повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;
- обеспечение энергетической безопасности и устойчивости развития экономики района в современных условиях рыночных отношений;
- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществлена в течение 2014 - 2016 годов в три этапа:
I этап - 2014 год;
II этап - 2015 год;
III этап - 2016 год.
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы, в том числе по годам.
Расходы (тыс. руб.)
всего
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Бюджет района
1000,0
1000,0
-
-
Ожидаемые результаты муниципальной программы
Снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 10...15 % до 2016 года, оснащение потребителей системами регулирования энергоресурсов, реконструкция и модернизация оборудования предприятий жилищно-коммунального комплекса и организаций бюджетной сферы.
Выполнение предусмотренных в программе энергосберегающих мероприятий позволит обеспечить суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 6,3 тыс. т у.т.

Аннотация

Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новобурасского муниципального района на 2014 - 2016 годы" разработана, исходя из требований Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В основу разработки программы положен анализ потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) муниципальным районом, фактического состояния систем энергоснабжения объектов бюджетной сферы и жилищного фонда, технических характеристик основных потребителей (зданий, сооружений, энергоснабжающих коммуникаций).
При подготовке раздела по реализации энергосберегающих мероприятий использовалась информация в области передовых отечественных и зарубежных достижений в области энергосбережения, использование наиболее эффективных и хорошо зарекомендовавших себя на практике методов, а также внедрение действенных механизмов стимулирования эффективного производства и потребления энергоресурсов.
Программой предусматривается разработать и осуществить комплекс высокоэффективных энергосберегающих инвестиционных проектов, завершить оснащение потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов, обеспечить снижение потерь и непроизводительных расходов энергоносителей при выработке, транспортировке и использовании у потребителей.
В результате выполнения программы намечено достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 6,3 тыс. т у.т., что позволит снизить затраты на энергообеспечение потребителей, финансируемых из бюджета, и высвободить за счет этого до 20 % бюджетных средств для решения социальных программ. Осуществление намеченных программой мероприятий обеспечит повышение надежности энергоснабжения предприятий и организаций, населения и объектов социальной сферы, будет способствовать улучшению экологической обстановки.

1. Введение. Цели и задачи программы

В Новобурасском муниципальном районе, как и по всей Саратовской области, сохраняется тенденция неэкономного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Продолжается рост тарифов на ТЭР, при этом по отдельным прогнозным оценкам тарифы на углеводородное сырье, включая топливо, к 2015 году достигнут Европейского уровня. Положение осложняется увеличением потребления ТЭР населением и организациями бюджетной сферы.
На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные потери энергоресурсов. Недостаточно налажен контроль и учет использования топлива, тепловой и электрической энергии на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в бюджетной сфере, в отраслях экономики района.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в Новобурасском муниципальном районе во многом обусловлена несовершенством нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, недостаточным и не комплексным их применением.
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новобурасского муниципального района на период 2014 - 2016 годы", разрабатываемая на основании Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направлена на создание системы технических, нормативно-правовых, финансово-экономических и организационных механизмов энергосбережения для обеспечения перехода экономики района на энергосберегающий путь развития, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, снижение годового потребления энергоресурсов в бюджетной сфере за счет энергосбережения на 5...10 %, улучшение социально-бытовых условий жизни населения на основе использование комплекса инвестиционных механизмов и мер государственной поддержки. В программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики, механизмы финансирования инвестиционных проектов, меры по стимулированию потребителей и производителей энергоресурсов. Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в районе и решения задач повышения энергоэффективности во всех сферах экономики в указанный период.
Основная цель программы:
Ускорение перехода работы коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы на энергосберегающие технологические процессы, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения в среднем на 3...5 % ежегодно, улучшение социально-бытовых условий жизни населения.
Цели программы:
- обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального района;
- сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий;
- привлечение финансовых средств из различных источников в сферу модернизации энергообеспечения района;
- вовлечение различных групп населения в энергосбережение.
Осуществление данной программы позволит решить следующие ключевые задачи:
- создание системы технических мер, нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики района на энергосберегающий путь развития;
- переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами населения района;
- сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;
- снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, природного газа и воды;
- завершение оснащения объектов бюджетной сферы и других потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов;
- повышение уровня технических знаний у населения и отдельных категорий работников бюджетной сферы в вопросах экономии энергии;
- стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий;
- повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;
- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;
Для достижения целей Программы муниципальными органами управления энергетическим хозяйством района предусматривается в рамках действующего законодательства:
- создание необходимой нормативно-правовой базы энергосбережения;
- проведение активной энергосберегающей политики;
- формирование системы управления энергосбережением.
В интересах решения указанных задач предусматривается осуществить координацию деятельности органов исполнительной власти муниципального района с Правительством Саратовской области, другими органами исполнительной власти, энергоснабжающими организациями, обеспечивая:
- оптимизацию объемов потребления энергоносителей;
- введение в действие системы финансово-экономических рыночных механизмов, мер стимулирования, государственно-частной финансовой поддержки энергосбережения;
- принятие необходимых нормативных актов районного уровня с целью повышения эффективности развития жилищно-коммунального комплекса района.
- внесение соответствующих законодательных инициатив на областном уровне.

2. Мероприятия по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности

В основе программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новобурасского муниципального района на 2014 - 2016 годы" лежит принцип социальной направленности, подразумевающий достижение значительного экономического эффекта для населения и бюджетных организаций от уменьшения платежей и точного учета потребления энергоресурсов.
Наряду с этим, внедрение приборного учета производства и потребления тепловой энергии, воды, газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов, является одним из основных направлений деятельности по снижению издержек на производство жилищно-коммунальных услуг. Установка приборов учета является основополагающей для внедрения всех энергосберегающих мероприятий на объектах жилищно-коммунального назначения. Поэтому в качестве первоочередных мер необходимо выполнение мероприятий по переходу на отпуск коммунальных ресурсов по показаниям приборов учета. Для этого необходимо провести завершение оснащения объектов, потребляющих энергетические ресурсы, приборами учета в полном объеме.
Реализация муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новобурасского муниципального района на 2014 - 2016 гг." подразумевают ежемесячный контроль потребления энергоресурсов в районе.
Назначение ответственного за энергосбережение является одной из первоочередных задач мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Необходимо обеспечить постоянное повышение знаний и квалификации ответственного.
В соответствии с рекомендациями Правительства Российской федерации (Приказ министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. № 61) основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны включать в себя организационные, технические и технологические мероприятия, мероприятия по информированию руководителей государственных и муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения, организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности.
В мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры целесообразно включить следующие предложения:
- проведение энергетического аудита с составлением энергетических паспортов объектов коммунального комплекса;
- анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
- оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом рационализации схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
- постепенный переход на когенерацию электрической и тепловой энергии, использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;
- оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
- строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия, модернизация существующих котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия, вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
- строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий, реконструкция тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей, при восстановлении разрушенной тепловой изоляции;
- внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям, использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;
- применение типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения;
- установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения, в том числе частотно-регулируемый привод.
В перечень мероприятий, предлагаемых к реализации в жилищном фонде муниципального района, целесообразно включить следующие:
- ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в муниципальном районе;
- мероприятия, обеспечивающие распространение информации об установленных законодательством, об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление и т.д.), пропаганду реализации мер, направленных на снижение пикового потребления электрической энергии населением;
- проведение энергетических обследований с составлением паспорта, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов;
- мероприятия, направленные на установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, включая годовой расход тепловой и электрической энергии на один квадратный метр, в том числе мероприятия, направленные на сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов;
- размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;
- содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров.
- утепление многоквартирных домов, квартир и площади мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, а также внедрение систем регулирования потребления энергетических ресурсов;
- мероприятия, направленные на повышение уровня оснащенности общедомовыми и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе информирование потребителей о требованиях по оснащению приборами учета, автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов;
- мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах;
- строительство многоквартирных домов в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
- восстановление/внедрение циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков;
- перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии.

2.1. Основные направления рационализации
системы теплоснабжения

Теплоснабжение жилого сектора и бюджетных организаций Новобурасского муниципального района осуществляется источниками тепловой энергии. Источниками тепловой энергии являются котельные и индивидуальные теплогенераторы.
Характеристика оборудования котельных и тепловых сетей свидетельствует о возможности снижения энергозатрат при производстве и транспорте тепловой энергии. Реконструкция котельных с заменой устаревшего оборудования на новое более совершенное котельное и вспомогательное оборудование с параллельным выполнением работ по реконструкции тепловых сетей позволит повысить показатель тепловой эффективности системы теплоснабжения в целом с 60 % до 80 %.
Модернизация систем теплоснабжения охватывает достаточно широкий круг объектов, включающий источники теплоснабжения (котельные), тепловые сети, потребители тепловой энергии. Общая экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при модернизации будет определяться по отдельным участкам и видам потребляемых ТЭР: топлива, электрической и тепловой энергии. При решении вопросов модернизации можно выделить основные направления:
- консервация (ликвидация) низкоэффективных источников теплоснабжения (в том числе электрокотлов и котлов на жидком топливе) с установкой котельных, оснащенных высокоэффективными котлами на природном газе;
- консервация (ликвидация) нерентабельных котельных с установкой индивидуальных автономных источников теплоснабжения (в том числе пообъектное и поквартирное отопление) с сокращением или полной ликвидацией тепловых сетей - децентрализация системы теплоснабжения;
- изменение схемы прокладки теплотрасс обеспечивающее уменьшение протяженности теплосети и снижение нерациональных тепловых потерь;
- теплоизоляция неизолированных участков теплотрассы с использованием современных теплоизоляционных материалов, замена существующей изношенной тепловой изоляции на изоляцию из современных материалов;
- дополнительная теплоизоляция наружных ограждений зданий;
- внедрение системы учета и регулирования расхода теплоносителей внутри зданий и отдельных помещений.

2.2. Повышение энергоэффективности жилых
и общественных зданий

Основным видом топливно-энергетических ресурсов, потребляемых зданиями и сооружениями бюджетных организаций, как следует из раздела 2, является тепловая энергия (от 70 до 75 %), жилой фонд потребляет около 4 % тепловой энергии в общем объеме потребления ТЭР. Реконструкция существующих зданий бюджетной сферы и жилого фонда на основе повышения энергоэффективности будет способствовать снижению потребления тепловой энергии и, соответственно, снижению оплаты за ТЭР.
Эксплуатационное удельное энергопотребление жилых и общественных зданий в Российской Федерации в 2...3 раза превышает аналогичный показатель в технически развитых странах со сходными климатическими условиями.
По экспертным оценкам теплопотери в зданиях вызваны следующими основными причинами:
- до 30 % за счет теплопроводности ограждающих конструкций (стены, кровля, окна);
- до 40 % за счет организованной и неорганизованной инфильтрации воздуха;
- до 30 % за счет нерационального использования горячей воды на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Теплопотери за счет теплопроводности и инфильтрации через окна традиционной конструкции достигают 50 % общих тепловых потерь через ограждения здания, поэтому в первую очередь необходимо повышать теплозащитные свойства окон.
Для повышения энергоэффективности существующих зданий целесообразно реализовать следующие мероприятия.
Реконструкция стен с устройством дополнительной теплоизоляции выполненной методом напыления или с применением формованных изделий (плит) однослойной и многослойной конструкции с использованием минераловатных и полистирольных плит с креплением их непосредственно на стены или на каркас, а также сочетания этих вариантов с использованием местных утеплителей.
Капитальный ремонт кровель зданий на основе использования современных систем кровельных покрытий, которые разработаны для гидроизоляции и защиты как плоских, так и наклонных кровель и наносятся, как на битумные, асбестовые, ПВХ, бетонные, так и на металлические поверхности без использования горячих процессов. Система тепловой защиты здания со стороны кровельных покрытий включает утепление кровли пенополистирольными плитами или минераловатными листами требуемой толщины.
Замена существующих окон на современные оконные блоки из древесины или ПВХ с двойным и тройным остеклением, стеклопакеты с двойным остеклением и слоем пленки, что обеспечивают нормативные теплозащитные требования. Одним из направлений развития энергосбережения в жилищном строительстве является использование окон с теплоотражающими стеклами.
Реконструкция систем отопления жилых и общественных зданий с установкой приборов учета и регулирования тепловой энергии с поэтапным внедрением комплексной автоматизированной системы отопления (АСО).
В общем случае автоматизированная система отопления включает в себя следующие группы оборудования:
- индивидуальный тепловой пункт (ИТП), оснащенный современным теплообменным (пластинчатыми теплообменниками) и насосным оборудованием, средствами автоматизации, которые осуществляют регулирование температуры теплоносителя по температуре наружного воздуха, времени суток и дням недели;
- узел учета расхода и контроля параметров теплоносителя, включая горячее водоснабжение;
- систему балансировочных клапанов, расположенных на подводках к стоякам системы отопления и обеспечивающих равномерное распределение теплоносителя по стоякам независимо от их удаленности от циркуляционного насоса;
- радиаторные балансировочные клапаны, устанавливаемые на подводках отопительных приборов и позволяющие стабилизировать гидравлические параметры системы независимо от этажа;
- радиаторные терморегуляторы для поддержания заданной температуры воздуха в помещении путем регулирования расхода теплоносителя через отопительный прибор. Такое регулирование учитывает теплопоступления в помещения как от внешних (повышение температуры наружного воздуха, солнечная радиация), так и от внутренних источников теплоты (наличие людей, включение тепловыделяющего оборудования и приборов и т.п.). Радиаторные терморегуляторы позволяют уменьшать потребление тепловой энергии в моменты, когда в помещении отсутствуют люди, в ночные часы и т.д.
Переход к индивидуальным тепловым пунктам, расположенным в отапливаемом здании, позволяет применить более эффективную систему пофасадного авторегулирования отопления для протяженных общественных зданий, или центральную с коррекцией по температуре внутреннего воздуха в здании.
При реконструкции системы отопления жилых домов целесообразно внедрять системы с горизонтальным поквартирным распределением сетевой воды от общих стояков, расположенных в лестничных клетках, что позволит организовать поквартирный учет и индивидуальное регулирование расхода тепла, что позволит получить 10 - 15 % экономии тепла.
Применение индивидуальных тепловых пунктов позволит усовершенствовать существующие системы отопления по следующим направлениям:
- замена устаревших элеваторных схем, которые не обеспечивают плавного регулирования потребления тепла с учетом температуры наружного воздуха и требуют наличия стабильного располагаемого напора на тепловом вводе;
- отказ от установки дросселирующих шайб на различных участках тепловых сетей. Предназначенные для распределения потоков и теоретически поддающиеся расчетам, дросселирующие шайбы практически неприменимы в реальной жизни в условиях нестабильности гидравлических параметров на источниках теплоты и переменных тепловых нагрузок абонентов (включение и отключение абонентов, зарастание труб и пр.);
- замена дросселирующих шайб на стояках отопительной системы автоматическими балансировочными клапанами, предназначенные для использования, как в однотрубных, так и в двухтрубных системах отопления.
Применение ИТП, оснащенных современным оборудованием и средствами автоматизации, позволит обеспечить экономию тепловой энергии в размере 5 - 10 % в жилых и 10 - 20 % в административных и общественных зданиях.
Опыт по внедрению систем автоматизации в других регионах России показал, что кроме обеспечения эффективных режимов функционирования систем теплоснабжения и отопления, создания комфортных условий в зданиях и отдельных помещениях достигается экономия тепловой энергии до 20 % за один отопительный сезон. Установка приборов учета расхода холодной и горячей воды сокращает затраты на оплату ТЭР до 15 %.

3. Основные пути экономии энергоресурсов
в учреждениях бюджетной сферы

Общее потребление энергоресурсов бюджетными организациями показывает, что основными потребителями энергоресурсов являются образовательные учреждения и организации здравоохранения.
Общее среднее годовое потребление ТЭР бюджетной сферой района составляет 6,0 тыс. т у.т., в том числе по сфере образования - 4 тыс. т у.т, Соответственно с этим максимальный эффект от энергосберегающих мероприятий ожидается в сфере образования, включая детские дошкольные учреждения.
Предварительный анализ потребления ТЭР на объектах социальной сферы показывает, что потенциал энергосбережения составляет до 30 % по тепловой энергии и около 15 % по электрической энергии от существующего уровня потребления. До 54 % от общего потребления ТЭР бюджетными организациями Новобурасского муниципального района составляет тепловая энергия (отопление и горячее водоснабжение), поэтому определенный вклад в энергосбережение может внести регулирование параметров внутри помещений с соответствующим регулированием расхода теплоносителя. Кроме обеспечения регулируемого отбора необходимого количества теплоносителя из теплосетей, возможно снижение расхода теплоты за счет: плавного снижения температуры теплоносителя в системе отопления в теплые периоды отопительного сезона, снижение температуры теплоносителя в заданные периоды времени, например, в ночные часы, выходные дни, когда полноценного функционирования системы отопления не требуется.
Как уже отмечалось, энергосберегающий эффект достигается при реконструкции ограждений зданий. Учитывая, что до 20 % тепловой энергии из здания теряется через окна, реконструкция окон может идти по трем направлениям: установка окон современной конструкции из пластикового или ПВХ профиля, стеклопакетов; частичная или полная закладка окон в фойе, переходах, лестничных клетках; установка штор из полимерной пленки в межрамном пространстве окон. Последний вариант, при относительно небольших капитальных затратах позволяет получить эффект тройного остекления, снизить теплопотери в 1,3 - 1,6 раза. В теплый период данное мероприятие уменьшает поступление избыточного тепла в помещения за счет солнечного освещения.
При капитальном ремонте зданий и сооружений социальной сферы, а также при новом строительстве целесообразно применять современные теплоизоляционные материалы и конструкции. В новом строительстве все большее распространение получают трехслойные конструкции стен из кирпича, легкобетонных блоков из панелей или монолитного железобетона, в которых предусмотрено применение эффективных утеплителей в качестве среднего слоя между несущей или самонесущей стеной и защитно-декоративной облицовкой. Рациональным и эффективным способом повышения теплозащиты эксплуатируемых зданий является дополнительное наружное утепление их ограждающих конструкций. В отечественной практике в строительных конструкциях наибольшее применение нашли теплоизоляционные изделия из минеральной ваты, стекловолокна и пенополистирола.
Современные системы теплозащиты эксплуатируемых зданий позволят снизить коэффициент теплопроводности ограждающих конструкций в 1 - 1,5 раза, что соответствует снижению затрат на отопление 10 - 20 %.
Соответствующий эффект дает применение современных кровельных материалов при капитальном ремонте зданий и в новом строительстве.
Электрическая энергия в учреждениях и организациях бюджетной сферы обычно расходуется на нужды освещения. Энергосбережение в этом направлении может быть обеспечено, в частности, применением современных источников освещения. Более подробно о модернизации систем освещения представлено в разделе 3.1.

3.1. Экономия топливно-энергетических ресурсов
при модернизации систем освещения

Экономия топливно-энергетических ресурсов при модернизации систем освещения может быть достигнута за счет уменьшения потребления электроэнергии новыми светильниками с повышенной светоотдачей (световым КПД) и меньшей удельной мощностью. Экономии электрической энергии будет способствовать также снижение времени горения путем использования автоматической системы управления режимами горения светильников.
Модернизации могут подвергаться системы наружного и внутреннего освещения.
Для систем наружного освещения целесообразно применять светильники нового поколения на базе высокоэкономичной натриевой лампы с зеркальным отражателем "Рефлакс" (ДНаЗ) ЖКУ-39-250, ЖКУ-39-150, ЖКУ-39-70. Применение этих светильников без изменения уровня освещенности позволяет экономить не менее 60 % электроэнергии по сравнению с ртутными лампами типа ДРЛ, не менее 30 % по сравнению с натриевыми лампами (ДНаТ) и не менее 85 % по сравнению с лампами накаливания. Кроме отмеченного, светильники "Рефлакс" имеют следующие преимущества:
- большой срок службы применяемых в них ламп (20 тыс. час вместо 12 тыс. час у ламп ДРЛ);
- обеспечение одинаковой освещенности дорожного полотна на большом расстоянии от опоры, что позволяет с учетом высокого светового КПД (до 95 %) заметно снизить электрическую мощность светильника, не меняя уровня освещения улиц;
- малый вес (до 5 кг) и габаритные размеры, что облегчает монтаж светильников и улучшает устойчивость к ветровой нагрузке и другим атмосферным влияниям;
- возможность регулирования угла наклона светильника к горизонту, что позволяет оптимизировать распределение освещенности дорожного полотна, особенно, если опоры имеют разный наклон консоли к горизонту.
Выбор светильников с лампами ДНаЗ должен осуществляться с учетом необходимого уровня освещенности территории, транспортных магистралей и пешеходных зон.
Светильники с лампами ДНаЗ мощностью 250 Вт применяются для освещения скоростных автомагистралей, путепроводов центральных улиц городов с интенсивным движением транспорта (более 800 автомобилей в час) и пешеходов.
Светильники с лампами ДНаЗ мощностью 150 Вт применяются для освещения улиц и дорог со средней интенсивностью движения (500 - 800 автомобилей в час).
Светильники с лампами ДНаЗ мощностью 70 Вт целесообразно использовать для освещения местных проездов, дорог второстепенного значения с интенсивностью движения до 500 машин в час, парковых зон и дворовых пространств, производственных территорий. Применение светильников ЖКУ-39-70 обеспечит необходимую экономию электроэнергии и денежных средств по сравнению со светильниками мощностью 100 - 150 Вт.
Учитывая накопленный опыт по реализации энергосберегающих проектов, необходимо отметить, что реальный энергосберегающий эффект может быть получен только в том случае, если осветительные линии оснащены щитами управления со счетчиками электроэнергии и аппаратурой управления режимами освещения (реле времени, программируемый таймер). Это должно учитываться при разработке проектов по модернизации уличного освещения.
В основе модернизации систем внутреннего освещения объектов бюджетной сферы, в первую очередь образования и здравоохранения, лежит замена существующих неэффективных светильников с лампами накаливания на современные светильники с люминесцентными лампами. В настоящее время потребление электрической энергии объектами бюджетной сферы Новобурасского муниципального района составляет 20,6 % от общего потребления электроэнергии района. При этом объекты образования - 56 %, культуры - 15,5 % от потребления электрической энергии бюджетными учреждениями. Основными потребителями электрической энергии в бюджетной сфере являются системы освещения. Модернизация систем внутреннего освещения на основе замены существующих светильников с лампами накаливания на энергосберегающие люминесцентные светильники. В настоящее время предприятиями, разрабатываются компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). В отличие от ламп накаливания КЛЛ преобразуют 25 % электроэнергии в световой поток (лампы накаливания только 5 %), долговечность составляет около 10 тыс. час., что в 7...8 раз превышает срок службы ламп накаливания (ЛН). КЛЛ мощностью 15 Ватт по яркости соответствует 75 Ватт обычной ЛН, соответственно расход электрической энергии может быть сокращен в 5 раз.
В учебных классах целесообразно использовать современные светильники с электронными пускорегулирующими аппаратами, укомплектованные люминесцентными лампами с улучшенной светоотдачей. Светильники соответствуют СанПин № 14-46-96 и обладают следующими преимуществами:
- пониженный, до 30 % по сравнению с электромагнитными (дроссельными) светильниками, расход электроэнергии без снижения уровня освещенности;
- не утомляющий зрение, ровный без мерцания свет;
- отсутствие стробоскопического эффекта;
- бесшумный режим работы;
- увеличение срока службы лампы как минимум на 20 % за счет оптимального режима работы.
Опыт внедрения люминесцентных светильников с электронной пускорегулирующей аппаратурой показывает возможность снижения потребления электрической энергии при замене дроссельных (электромагнитных) светильников на 20 - 30 %, светильников с лампами накаливания 1,5 - 2 раза.
Перспективным направлением модернизации систем наружного и внутреннего освещения является внедрение энергосберегающих светодиодных светильников. Применение светодиодных светильников позволит сократить потребление электрической энергии, увеличить срок службы осветительных приборов, снизить негативное воздействие на окружающую среду при утилизации ртутьсодержащих ламп.
В настоящее время отдельными предприятиями, в том числе в Саратовской области, разработаны светодиодные светильники и проектные решения для наружного и внутреннего освещения. Массовое внедрение данной светотехнической продукции в России сдерживается относительно высокой стоимостью аппаратуры.
3.2. Основные направления экономии топливно-энергетических ресурсов при модернизации систем водоснабжения
Экономия ТЭР при модернизации систем водоснабжения, включая реконструкцию электропривода насосных агрегатов, достигается за счет сокращения удельного расхода электроэнергии в электродвигателях насосных агрегатов, снижения гидравлических потерь. Это может быть реализовано следующими мероприятиями:
- заменой насосных агрегатов на насосы с меньшей производительностью;
- заменой насосных агрегатов на насосы с меньшим номинальным давлением (напором);
- применение частотного регулированием производительности насосных агрегатов;
- установка устройств плавного пуска;
- реконструкция водопроводных сетей с использованием современных материалов, включая полимерные, и прокладкой водоводов по оптимальной схеме.
Применительно к реализации конкретных энергосберегающих предложений в Новобурасском муниципальном районе представлены первоочередные мероприятия с указанием краткого содержания, предварительных капитальных вложений, расчетного экономического эффекта и планового срока реализации.

4. Перечень программных мероприятий муниципальной программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Новобурасского муниципального района на 2014 - 2016 годы"

№ п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Объем финансирования из средств местного бюджета, тыс. руб.
Ответственные за выполнение (по согласованию)
Ожидаемые результаты
1.
Установка приборов учета
2014 г.
-
Администрация Новобурасского муниципального района, Управление образования администрации Новобурасского муниципального района, Управление культуры и кино администрации Новобурасского муниципального района, организации КК
Повышение надежности топливо- и энергообеспечения, снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения в среднем на 3...5 % ежегодно
2015 г.
-
2016 г.
-
2.
Замена существующих светильников на энергосберегающие
2014 г.
1000,0
Администрация Новобурасского муниципального района, Управление образования администрации Новобурасского муниципального района, Управление культуры и кино администрации Новобурасского муниципального района,
Применение светодиодных светильников позволит сократить потребление электрической энергии, увеличить срок службы осветительных приборов, снизить негативное воздействие на окружающую среду при утилизации ртутьсодержащих ламп
2015 г.
-
2016 г.
-
3.
Реконструкция теплосети подземной прокладки с применением современных изоляционных материалов
2014 г.
-
Администрация Новобурасского муниципального района, организации КК
Изменение схемы прокладки теплотрасс обеспечивающее уменьшение протяженности теплосети и снижение нерациональных тепловых потерь
2015 г.
-
2016 г.
-
4.
Замена оконных блоков на энергосберегающие стеклопакеты
2014 г.
-
Управление образования администрации Новобурасского муниципального района, Управление культуры и кино администрации Новобурасского муниципального района, организации КК
Современные системы теплозащиты эксплуатируемых зданий позволят снизить коэффициент теплопроводности ограждающих конструкций в 1 - 1,5 раза, что соответствует снижению затрат на отопление 10 - 20 %
2015 г.
-
2016 г.
-
5.
Реконструкция котельных на современное энергоэффективное оборудование
2014 г.
-
Администрация Новобурасского муниципального района, Управление образования администрации Новобурасского муниципального района, Управление культуры и кино администрации Новобурасского муниципального района, организации КК
Реконструкция котельных с заменой устаревшего оборудования на новое более совершенное котельное и вспомогательное оборудование с параллельным выполнением работ по реконструкции тепловых сетей позволит повысить показатель тепловой эффективности системы теплоснабжения в целом с 60 % до 80 %
2015 г.
-
2016 г.
-
Всего по программе:
2014 г.
1000,0


2015 г.
-
2016 г.
-


------------------------------------------------------------------