Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Саратовского областного суда от 18.07.2014 <Об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании недействующим постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.12.2013 N 46/50 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района" в части пунктов 1 и 2 с учетом приложения в части установления тарифа для категории "Население", возложении обязанности на комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области установить норматив потребления коммунальной услуги на отопление и горячее водоснабжение, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета>



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2014 года

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре У.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Е.С. о признании недействующим постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района" в части пунктов 1 и 2, возложении обязанности на комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области установить норматив потребления коммунальной услуги на отопление (дифференцированно) и горячее водоснабжение, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета,

установил:

С.Е.С. обратился в Саратовский областной суд с вышеуказанным заявлением и, с учетом неоднократных уточнений, просит признать недействующим постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района" в части пунктов 1 и 2, отменить его, возложить на комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области обязанность установить норматив потребления коммунальной услуги на отопление (дифференцированно) и горячее водоснабжение, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статье 10 Федерального закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей"; пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; пунктам 3, 11, 13, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит информации о потребительском (объеме) спросе (полезном отпуске) на тепловую энергию в целях отопления и горячего водоснабжения по группам потребителей, производство тепловой энергии, в том числе на собственные нужды поставщика. Следовательно, невозможно определить заложенные в тариф расходы на приобретение энергоносителей, а также косвенные затраты на производство и транспортировку тепловой энергии. Оспариваемый нормативный акт также не базируется на показаниях тепловых счетчиков, установленных в отдельных зданиях Соколовского муниципального образования, своего расчетного утвержденного норматива на потребность в тепловой энергии для Соколовского муниципального образования комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не имеет. Нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, не имеется. Комитет в своих расчетах теплового баланса, а следовательно, в тарифных делах, сметах расчета затрат на энергоносители применяет единый по всему Саратовскому муниципальному району ничем не подтвержденный норматив расхода тепловой энергии 0,036 Гкал/кв. м в месяц. Комитет игнорирует пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
Указывает на то, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В "Саратовской областной газете" не опубликовано решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе оспариваемый нормативный правовой акт комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области. Считает, что оспариваемым нормативным правовым актом на него и на неопределенный круг лиц - потребителей тепловой энергии, незаконно возложена обязанность оплачивать непредоставляемый объем тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения по экономически необоснованному тарифу (цене).
С.Е.С. представил в заявлении свои расчетные данные полезного отпуска, потерь и производства тепловой энергии, подтверждающие его выводы о том, что комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области умышленно возлагает на потребителей обязанность оплачивать тепловую энергию по экономически необоснованному тарифу.
Заявитель полагает, что в данном случае очевидны нарушения норм материального права оспариваемым нормативным правовым актом и его ничтожность.
Указывает на то, что обращение к председателю комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области о предоставлении информации в части оспариваемого постановления в целях досудебного разбирательства проигнорировано.
Утверждает, что в действиях комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области усматривается мошенничество в корыстных целях, и как причинно-следственная связь - злоупотребление должностными полномочиями.
Определением Саратовского областного суда от 18 июля 2014 года производство по настоящему делу об оспаривании С. - Н. пункта 1 постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/50 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" потребителя Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района" с учетом приложения в части установления тарифа для категории "Потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения", прекращено ввиду отсутствия нарушения прав заявителя.
В судебном заседании С.Е.С. и его представители - Г.О., В., К., П., привлеченные к участию в деле на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявления, с учетом уточнений, поддержали, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представители комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Б., А., Ш., Г.Д. в судебном заседании требования С.Е.С. не признали, поддержав ранее поданные возражения и дополнительные возражения, в которых указано, что все тарифные решения регулирующего органа оформляются в соответствии с утвержденными Федеральной службой по тарифам Российской Федерации нормативными правовыми актами. Основанием для оформления постановлений по установлению тарифов на тепловую энергию, как и обжалуемого постановления, является приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07 июня 2013 года № 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения".
Регулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов: 1) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"; 2) приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
На момент принятия оспариваемого истцом решения на территории Саратовского муниципального района действовали и действуют нормативы потребления на тепловую энергию, утвержденные постановлением главы администрации Саратовского муниципального района от 9 ноября 2006 года № 1382 "Об установлении нормативов на коммунальные услуги по Саратовскому муниципальному району", исходя из которых производится оплата за отопление в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации населением Саратовского муниципального района, проживающим в многоквартирных домах и не имеющем общедомовых приборов учета.
Порядок определения полезного отпуска тепловой энергии установлен пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", согласно которому при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, но не выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования. По результатам рассмотрения представленных расчетных материалов муниципального казенного учреждения "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" по установлению тарифов на 2014 год определено, что на момент рассмотрения расчетных материалов об установлении тарифа на тепловую энергию схема теплоснабжения Саратовского муниципального района отсутствовала. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Саратовского района имелась, но в ней отсутствовала актуализированная информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии данной организацией. Отсутствовали данные о фактическом отпуске тепловой энергии за 3 периода регулирования, так как предприятие осуществляет свою деятельность с "дата". Учитывая изложенное, и в соответствии с требованиями пункта 21 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 760-э, определение объема полезного отпуска должно осуществляться на основании договоров поставки тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" установлено, что объем коммунального ресурса для всех видов услуг, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по нормативам потребления коммунального ресурса.
Поскольку данные о наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах поселка Сокол, по которым производится оплата населением, в расчетных материалах, представленных на регулирование муниципальным казенным учреждением "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", отсутствуют, объем полезного отпуска по группе потребителей "Население" определен исходя из площади жилых помещений каждого многоквартирного дома (поквартирно) и действующего норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений (0,018 Гкал на 1 квадратный метр общей площади при оплате отопления равными долями в течение года - постановление главы администрации Саратовского муниципального района от 09 ноября 2005 года № 1382 "Об установлении нормативов на коммунальные услуги по Саратовскому муниципальному району"). Объем полезного отпуска по группам потребителей "Бюджетные и прочие потребители" определен в соответствии с заключенными договорами теплоснабжения согласно присоединенной нагрузке по каждому потребителю и подтвержден реестром заключенных договоров.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области считает, что применение при расчете тарифов иного порядка определения полезного отпуска является прямым нарушением требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения.
Кроме того, все технические показатели, использованные при расчете тарифа на тепловую энергию для потребителей Соколовского муниципального образования определены на основании экспертных заключений общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" на расчет нормативов технологических потерь и расчет нормативов удельных расходов топлива для данного предприятия за 2013 год. Указанные нормативы утверждены в соответствии с распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 26 декабря 2012 года № 544-р.
7 ноября 2013 года комитетом регулирования тарифов Саратовской области издан приказ № 347-п о выборе метода регулирования муниципального казенного учреждения "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания". 19 декабря 2013 года состоялось заседание Правления государственного регулирования тарифов области, на котором был утвержден оспариваемый тариф. Орган регулирования разместил решение об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также опубликовал в "Собрании законодательства Саратовской области" № 53 от 20 декабря 2013 года.
На возражения комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области С.Е.С. был представлен отзыв, в котором он указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован, комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не представил доказательства, обосновывающие законность оспариваемого нормативного правового акта, экспертные заключения являются подложными.
Выслушав объяснения С.Е.С., его представителей, представителей комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований к удовлетворению заявления по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)), либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности, отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); принятие решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 5, подпункты 1, 3, 5 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации и статье 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом Российской Федерации.
В силу статьи 51 Устава (Основного закона) Саратовской области систему органов исполнительной власти области составляют возглавляемое Губернатором области Правительство области; министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области.
В соответствии с подпунктом "г" статьи 61 Устава в целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 60 настоящего Устава, Правительство области формирует иные органы исполнительной власти области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года № 169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области" утверждены положение, структура и штатная численность комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов (пункт 1 вышеуказанного Положения).
Основными функциями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области наряду с прочими является государственное регулирование в пределах компетенции тарифов на электрическую, тепловую энергию, на товары и услуги организаций коммунального комплекса и установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 8 вышеуказанного Положения). В соответствии с возложенными на него функциями комитет выполняет следующие задачи: устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов (пункт 9 вышеуказанного Положения).
В пределах своей компетенции 19 декабря 2013 года комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области принято постановление № 46/50 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным казенным учреждением "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" потребителям Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района" (далее - Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/50).
В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО (в редакции от 25 декабря 2012 года) "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская областная газета", в "Собрании законодательства Саратовской области" или первое размещение (опубликование) на сайте электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (www.sarnovosti.ru). В указанных средствах массовой информации может размещаться также иная официальная информация в соответствии с законодательством.