Решение Саратовского областного суда от 31.10.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 2 и подпункта 4 приложения к постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.12.2013 N 46/59 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Энергосбыт-Шелковичная">
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2014 года
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре У.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
представителей заявителя - Г.И.В. и Г.Е., представителей комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - А. и Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "НИТИ-Тесар" о признании недействующим подпункта 2 и подпункта 4 приложения к постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/59 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Энергосбыт-Шелковичная" на территории муниципального образования "Город Саратов" от котельной, расположенной по адресу: <...>",
установил:
комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области принято постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 (далее - Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59) "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Энергосбыт-Шелковичная" на территории муниципального образования "Город Саратов" от котельной, расположенной по адресу: <...>". Нормативный правовой акт опубликован в издании "Собрание законодательства Саратовской области", № 53, декабрь 2013 года (выход в свет 20 декабря 2013 года).
В подпунктах 2 и 4 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59 установлен тариф для потребителей (в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения) с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере 1539,44 руб. /Гкал.
Открытое акционерное общество "НИТИ-Тесар" (далее - ООО "НИТИ-Тесар") обратилось в суд с заявлением и просит признать недействующими со дня принятия подпункт 2 и подпункт 4 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59 ввиду несоответствия их Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2014 год" и неоднозначного толкования в установлении тарифов на тепловую энергию в части налога на добавленную стоимость (далее - НДС), взыскать судебные расходы.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что величина роста тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт-Шелковичная" (подпункт 2 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59) с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года составила 118%, а с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 122,73%.
Вместе с тем согласно подпункту 54 приложения к Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год" максимальная величина роста тарифа на тепловую энергию для Саратовской области с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года установлена на уровне 100%, а с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - на уровне 105,3%.
Таким образом, Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 в указанной части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, что выражено в дополнительных расходах на оплату коммунальных услуг (отопления и горячего водоснабжения).
По мнению заявителя, необоснованный рост тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт-Шелковичная" вызван неоднозначным толкованием в установлении тарифов на тепловую энергию в части НДС.
Так, в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует указание на то, как установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт-Шелковичная" (подпункт 2 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59), с учетом НДС либо без учета НДС, при этом тарифы для населения установлены с учетом НДС (подпункт 5 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59).
В судебном заседании представители заявителя Г.И.В. и Г.Е., доводы заявления поддержали, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представители комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области А., Н. в судебном заседании требования ОАО "НИТИ-Тесар" не признали, поддержав ранее поданные возражения и дополнительные возражения, в которых указано, что оспариваемое постановление принято комитетом в пределах компетенции, соблюден порядок принятия постановления и его опубликования. Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 принято в соответствии с требованиями федерального законодательства, тарифы на тепловую энергию ООО "Энергосбыт - Шелковичная" установлены с нулевым ростом по отношению к тарифам ООО "Энергосбытовая компания", действующим в 4 квартале 2013 года, и с ростом 104,0% с июля 2014 года, что не превышает рост, установленный приказом Федеральной службы по тарифам России от 15 октября 2013 года № 191-э/2. Предписаний относительно оспариваемого постановления Федеральной службой по тарифам России не выносилось, приказ об отмене постановления не принимался. В зависимости от применяемой теплоснабжающей организацией системы налогообложения материальные статьи затрат, входящих в структуру тарифа на тепловую энергию (за исключением таких статей как: "заработная плата", "отчисления на социальные нужды", "амортизация", "налоги"), учитываются экспертной группой или с учетом НДС или без его учета. В силу статьи 346.40 Налогового кодекса РФ налоговая ставка на доходы устанавливается в 6%. Комитет применил только 1%, так как применение более высоких процентов привело бы к превышению предельных максимальных уровней тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2014 год.
На возражения комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области представителем заявителя - Г.И.В. был представлен отзыв, в котором он указывает на несогласие с доводами комитета о том, что предельная максимальная величина роста тарифа определяется с включением в него НДС, так как сравнение величины изменения тарифа должно осуществляться в сопоставимом значении. Кроме того, постановление имеет неоднозначное толкование, поскольку тариф для категории потребителей "население" установлен с учетом НДС, для остальных категорий потребителей - без учета НДС, при этом в цифровом выражении указанные тарифы равны.
Заслушав объяснения представителей заявителя, комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., полагавшего, что заявленные требования являются необоснованными, суд не находит оснований к удовлетворению заявления исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Из пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) - уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов)), либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта РФ, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ, в частности, отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); принятие решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 5, подпункты 1, 3, 5 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно статье 65 Конституции РФ и статье 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом РФ.
В силу статьи 51 Устава (Основного закона) Саратовской области систему органов исполнительной власти области составляют возглавляемое Губернатором области Правительство области, министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области.
В целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 60 настоящего Устава, Правительство области формирует иные органы исполнительной власти области (подпункт "г" статьи 61 Устава).
Постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года № 169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области" утверждены положение, структура и штатная численность комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов (пункт 1 вышеуказанного Положения).
Основными функциями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области наряду с прочими является государственное регулирование в пределах компетенции тарифов на электрическую, тепловую энергию, на товары и услуги организаций коммунального комплекса и установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 8 вышеуказанного Положения). В соответствии с возложенными на него функциями комитет выполняет следующие задачи: устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов (пункт 9 вышеуказанного Положения).
Таким образом, Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 принято комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО (в редакции от 25 декабря 2012 года) "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская областная газета", в "Собрании законодательства Саратовской области" или первое размещение (опубликование) на сайте электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (www.sarnovosti.ru). В указанных средствах массовой информации может размещаться также иная официальная информация в соответствии с законодательством.
Введите даты для поиска: