Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.05.2014 по делу N А57-14874/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части постановлений комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.11.2007 N 18/12 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям на розничном рынке">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу № А57-14874/2013

Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2014 года
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2014 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Викленко Т.И., судей: Лескиной Т.А., Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Г.К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества "Энергокомплекс", г. Балаково
о признании недействующими в части постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.11.2007 г. № 18/12, от 25.11.2008 г. № 14/29 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения) гарантирующим поставщиком ОАО "Саратовэнерго" в границах зоны его деятельности"
заинтересованные лица:
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области
Открытое акционерное общество "Саратовэнерго"
Открытое акционерное общество "МРСК Волги"
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Х.О.А., руководитель, паспорт,
заинтересованных лиц:
Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - Л.М.В., по доверенности, Б.О.В., по доверенности,
Открытое акционерное общество "Саратовэнерго" - Л.Н.С., по доверенности,
Открытое акционерное общество "МРСК Волги" - Н.Е.В.,

установил:


Закрытое акционерное общество "Энергокомплекс" (г. Балаково Саратовской области) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным по правилам ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 ноября 2007 г. № 18/12 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения) гарантирующим поставщиком ОАО "Саратовэнерго" в границах зоны его деятельности" в части установления в разделе 1 "Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям через энергетические установки производителя электрической энергии (генераторное напряжение)" в столбце "Показатель группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток", в диапазоне напряжения ВН (110 кВ и выше), в строке "одноставочные тарифы, дифференцированные по диапазонам годового числа часов использования заявленной мощности от 7000 и выше" тарифа в размере 129,2 коп./кВт ч., а также признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008 г. № 14/29 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения) гарантирующим поставщиком ОАО "Саратовэнерго" по точкам поставки энергии (мощности) на розничном рынке" в части установления в разделе 1 "Прочие потребители, в том числе бюджетные потребители, получающие электрическую энергию и мощность с шин (распределительного устройства) генераторного напряжения", в столбце "Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток"), в диапазоне напряжения ВН (110 кВ и выше), в сроке "одноставочные тарифы, дифференцированные по диапазонам годового числа часов использования заявленной мощности от 7001 и выше" тарифа в размере 143,2 коп./кВт ч - не соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 54, 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной тарифной службы от 23.11.2007 г. № 385-э/1.
Заинтересованные лица оспорили требования заявителя по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Дело рассмотрено судом по правилам гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что между ЗАО "Энергокомплекс" и ОАО "Саратовэнерго" были заключены договоры на поставку электроэнергии от 01.01.2005 г. № 65 и от 07.11.2006 г. № 65, по условиям которых ОАО "Саратовэнерго" осуществляет поставку (подачу) электрической энергии, а ЗАО "Энергокомплекс" принимает и оплачивает поставленную электроэнергию по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, согласно актам разграничения балансовой принадлежности с ОАО МРСК Волги" и ОАО "Волжская ТГК" энергоснабжение ЗАО "Энергокомплекс" осуществляется с двух точек поставки:
1) по высоковольтным проводам и главному тросу на натяжных зажимах натяжных гирлянд изоляторов на портале ГПП-110 кВ (акт разграничения с ОАО "МРСК Волги): п/ст "Центральная" ВЛ 110 кВ Химволокно. 1 цепь; п/ст "Балаковская" ВЛ 110 кВ Химволокно. 2 цепь (по данной точке присоединения поставляется 10% всего объема поступающей в ЗАО "Энергокомплекс" энергии).
2) по токопроводу № 1, 2 "Балаковская ТЭЦ-4" - по месту подключения шинного моста токопроводов к проходному изолятору с наружной стороны стены ГРУ-10 кВ ТЭЦ-4 (акт разграничения с ОАО "Волжская ТГК"): 1т - ячейка № 13 А ГРУ-10 кВ; 2т - ячейка № 37А ГРУ - 10 кВ; 3т - токопровод № 1 (ячейки N№ 6, 8 ГРУ-10 кВ, включая переходный изолятор с наружной стороны стены ГРУ-10 кВ с шинным мостом токопровода № 1); 4т - токопровод № 2 (ячейки N№ 28, 30 ГРУ-10 кВ, включая проходной изолятор, контактное болтовое присоединение на шинах проходных изоляторов с наружной стороны стены ГРУ-10 кВ с шинным мостом токопровода № 2) (по данной точке поставки общество получает электроэнергию с объеме 90% потребления с шин ОАО "Волжская ТГК" в лице филиала "Балаковская ТЭЦ-4").
Согласно границе балансовой принадлежности ОАО "Волжская ТГК" в лице филиала "Балаковская ТЭЦ-4" и сетей абонента ЗАО "Энергокомплекс" контактные присоединения кабельных наконечников отходящего кабеля на шинах ячеек N№ 8, 13А, 30, 37 - АГРУ-10 Кв подстанции, энергопринимающие устройства потребителя ЗАО "Энергокомплекс" находятся на шинах генераторного устройства ОАО "Волжская ТГК" в лице филиала "Балаковская ТЭЦ-4".
С учетом изложенного, ЗАО "Энергокомплекс" относится к группе потребителей энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Заявляя требования о признании недействующими отдельных положений оспариваемых постановлений Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области заявитель настаивает по том, что при их принятии не были соблюдены особенности поэтапного перехода к полной оплате услуг по передаче, с учетом понижающих коэффициентов, начиная с 2008 г., так как ЗАО "Энергокомплекс" с 2007 г. не обязано было уплачивать услуги по передаче в 2007 г., поскольку было присоединено к шинам генерации производителя электрической энергии, при этом, факт поставки электроэнергии в определенных объемах в его адрес не отрицает. Заявитель утверждает, что тем самым в оспариваемый период применял повышенный тариф на электроэнергию в 2008-2009 гг., в связи с чем, излишне произвел оплату за электроэнергию в названный период в сумме около 19 241 041,21 руб., чем нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области полагает позицию заявителя не основанной на законодательстве, регулирующем именно порядок и структуру формирования оспариваемого тарифа. По мнению Комитета, учет понижающего коэффициента при формировании тарифа, начиная с 2008 г. мог быть произведен лишь в случае, оговоренном в Методических указаниях (пункт 55) - если объемы заявленной мощности потребителей электроэнергии в Саратовской области, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, не были учтены при расчетах тарифа в 2007 г. В рассматриваемой ситуации, все объемы заявленной мощности названных потребителей электроэнергии в Саратовской области были учтены при расчете тарифа на 2007 г., в связи с чем, понижающие коэффициенты при расчете тарифа на последующие годы, начиная с 2008 г., не были применены, что не противоречит требованиям законодательства в сфере электроэнергетики.
Иные заинтересованные лица: Открытое акционерное общество "Саратовэнерго", Открытое акционерное общество "МРСК Волги" поддержали позицию органа регулирования тарифов.
В порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. ст. 66 - 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы и возражения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с пунктами 1, 4, 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством РФ, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области (утв. постановлением Правительства Саратовской области от 04.10.2005 № 338-П) комитет является исполнительным органом государственной власти Саратовской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Саратовской области (далее - субъекты регулирования), а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области.
Пунктом 3.8 данного Положения определено, что Комитет устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам; устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
В силу вышеприведенных норм оспариваемые постановления, установившие тарифы на электрическую энергию, отпускаемую гарантирующим поставщиком ОАО "Саратовэнерго" на 2008 и 2009 гг., приняты Комитетом в пределах предоставленных полномочий.
Постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 ноября 2007 г. № 18/12, от 25 ноября 2008 г. № 14/29 были опубликованы соответственно - в газете "Неделя области" № 66 от 27.12.2007 г. и № 65 от 20.12.2008 г.
Исследуемые постановления обладают всеми признаками нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики.
В силу статьи 29 и части 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с положением пункта 2.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (например, пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Положением пункта 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, предмет настоящего спора подведомственен именно арбитражному суду.
По смыслу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 150 и части 5 статьи 195 Кодекса суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О).
Данное толкование процессуальных норм соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 № 13348/08, от 19.01.2010 № 12939/09, от 13.09.2011 № 6254/11.
Спорные нормативные правовые акты заявитель просит проверить суд на соответствие Федеральному закону от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 54, 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной тарифной службы от 23.11.2007 г. № 385-э/1.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.03.2002 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую энергию определены в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилах государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 " о ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке" (далее Методические указания).
Как следует из пункта 1 Методических указаний, они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Текст пункта 55 Методических указаний с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказами ФСТ России от 31.07.2007 № 138-э/б, от 23.11.2007 № 385-Э/1, от 31.12.2009 № 558-эЛ, опубликован в печатном издании "Российская газета" от 02.11.2004 № 242, от 31.08.2007 № 192, от 08.12.2007 № 276, от 19.02.2010 № 36.
Таким образом, пункт 55 Методических указаний, действующий на период 2008-2009 гг. претерпел ряд изменений.
В частности, действующая на 2008-2009 гг. редакция пункта 55 Методических указаний являлась следующей (в редакции Приказа ФСТ от 23.11.2007 г. № 385-Э/1):
Потребитель электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, оплачивает услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
в случае, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель выдает электрическую энергию (мощность) в электрическую сеть сетевой организации;
в случае, если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии:
при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца второго настоящего пункта;
при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом пункта 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети.
Для потребителей на территории субъекта Российской Федерации, энергопринимающие устройства которых присоединены в порядке, предусмотренном вторым и четвертым абзацем настоящего пункта к электрическим сетям сетевой организации и объем электроэнергии (мощности) которых, отпущенный таким потребителям с энергетических установок производителя электрической энергии, в 2007 г. не учитывался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете тарифа на оказание услуг по передаче, устанавливается переходный период по оплате услуг по передаче.
Оплата за услуги по передаче по ставке тарифа на содержание производится такими потребителями с коэффициентом, применяемым к объему заявленной мощности, не учтенному при расчетах в 2007 г., в 2008 г. - 0,25;
в 2009 г. - 0,5;
в 2010 г. - 0,75;
с 2011 г. - 1,0.
Данные особенности поэтапного перехода к полной оплате услуг по передаче должны учитываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете и установлении соответствующих тарифов.
Таким образом, для применения понижающего коэффициента при расчете тарифа на электроэнергию в 2008 - 2009 гг. необходимо установить - учитывался ли органом регулирования тарифов при расчета тарифа на оказание услуг по передаче на 2007 г. объем электроэнергии (мощности), отпущенный потребителям электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования (Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации") и пункта 15 Методических указаний при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (объемов потребления электрической энергии (мощности)).
Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого в установленном порядке сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный баланс).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 № 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 5.3.5. вышеназванного Положения в полномочия ФСТ России входит формирование сводного прогнозного (планового) баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка.
Согласно пункту 3 и 4 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (утв. приказом ФСТ РФ от 21.03.2006 № 60-э/5) сформированные по субъектам Российской Федерации сводные прогнозные балансы являются основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Сводный прогнозный баланс, согласно Порядку формирования, утвержденного приказом ФСТ от 21.03.2006 г. № 60-э/5 и действовавшему при установлении тарифов на 2007 год, является документом, формируемым ФСТ России, для расчетов тарифов на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (п. 4 и п. 21 Порядка формирования).
Согласно пунктам 6, 10 и 11 указанного Порядка при разработке сводного прогнозного баланса определяется уровень потребности региона (в данном случае Саратовской области) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года. Уровни потребности определяются на основании сведений предоставляемых каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией.
В материалы дела Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области представлены следующие документы: выписка из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии на 2007 год (утвержденного Приказом ФСТ России от 28.11.2006 г. № 314-э/12); структура полезного отпуска по группам потребителей ОАО "Саратовэнерго" (таблица № П1.6), представленная гарантирующим поставщиком для установления тарифов на 2007 год; структура полезного отпуска электроэнергии и мощности по группам, категориям и отдельным потребителям ОАО "Саратовэнерго", также представленная гарантирующим поставщиком для установления тарифов на 2007 г.; экспертное заключение по утверждению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "Волжская МРК" на 2007 год.
Представленные документы исследованы судом и установлено, что при установлении тарифов на 2007 год объем электроэнергии (мощности), отпущенный потребителям электроэнергии в Саратовской области, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, был учтен комитетом при установлении тарифов.
Так, сводным балансом объем потребления электроэнергии на 2007 год был утвержден в размере 9990,76 млн. кВт ч.
В соответствии с требованиями пункта 16 Основ ценообразования, пункта 15 Методических указаний и п. 4 и п. 21 Порядка формирования сводного прогнозного баланса при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2007 год Комитетом были учтены показатели Сводного прогнозного баланса: электропотребление - 9990,8 млн. кВт ч.
Названный факт подтверждается Экспертным заключением по утверждению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "Волжская межрегиональная распределительная компания" на 2007 год, где на станице 7 заключения указано, что "при рассмотрении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Волжская межрегиональная распределительная компания" баланс поступления и передачи электрической энергии на 2007 год принят исходя из следующего...". Далее по тексту заключения следует таблица, в которой указано, что объем поступления электроэнергии в сеть, учтенный при расчете тарифов на 2007 год составил 9990,8 млн. кВт ч.
Кроме того, в расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии участвовала и величина полезного отпуска, которая отражена в структуре полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей энергоснабжающей организации в соответствии с пунктом 57 Методических указаний. В этой же таблице на странице 7 Экспертного заключения указано, что полезный отпуск, учтенный при расчете тарифов на 2007 год составил 8957,8 млн. кВт ч.
Названная величина полезного отпуска сложилась из величины полезного отпуска, определенного ОАО "Саратовэнерго" в структуре полезного отпуска, представленной в Комитет для установления тарифов, в соответствии с требованиями п. 57 Методических указаний, в размере - 8 710,7 млн. кВт ч и величины полезного отпуска ОАО "Транснефтьсервис" (сбытовая компания, у которой так же как и у ОАО "Саратовэнерго" имелся договор с ОАО "МРСК Волги") на оказание услуг - 247 млн. кВт ч.
В структуре полезного отпуска электрической энергии и мощности по группам, категориям... учтены потребители ОАО "Саратовэнерго", в том числе потребители с шин генераторного устройства ОАО "Волжская ТГК", в том числе, и по ОАО "Энергокомплекс" в объеме 107,5 кВт ч и 14 МВт/месяц.
В соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования, Экспертное заключение является приложением к делу об установлении тарифов и отражает анализ соответствия расчета тарифов нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов, в связи с чем, признается надлежащим и достаточным доказательством, наряду со сводным прогнозным балансом, подтверждающими факт включения объемов электроэнергии (мощности), отпускаемой потребителям электроэнергии в Саратовской области, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, в том числе, с шин генераторного напряжения.
Обоснованность включения объема электроэнергии в 2007 г., в том числе, с шин генераторного напряжения, свидетельствует непосредственно структура тарифа, определенная нижеприведенными положениями Методических указаний.
Согласно пункту 48 Методических указаний расчет размера платы за указанную услугу производится в соответствии с пунктами 49, 50, 51, 52 и 53 указанных Методических указаний.
Пунктом 49 Методических указаний предусмотрено, что расчет экономически обоснованного размера платы за услуги по передаче электрической энергии предусматривает определение двух ставок (тарифов) в качестве базы для утверждения платы за услуги по передаче электрической энергии для всех категорий и групп потребителей (как для потребителей, применяющих двухставочные тарифы, так и для потребителей, применяющих одноставочные тарифы) и покупателей (других ЭСО):
- тарифа на содержание электрических сетей соответствующего уровня (диапазона) напряжения в расчете на МВт мощности, сод сод сод сод отпущенной из сети (Т, Т, Т, Т - руб. /МВт в месяц);
вн сн1 сн11 нн
- тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям соответствующего пот пот пот пот уровня напряжения (Т, Т, Т, Т - руб. /МВт ч).
вн сн1 сн11 нн
Таким образом, все вышеприведенные суммы участвуют в расчете тарифов по формулам 14-14.11, установленных пунктом 52 Методических указаний, в которых для расчета тарифов используются такие показатели как:
- суммарный плановый (расчетный) на предстоящий период регулирования отпуск электроэнергии в сеть высокого, среднего (первого и второго уровня) и низкого напряжения, млн. кВт ч. (то есть, определенный в сводном прогнозном балансе и экспертном заключении объем поступления электроэнергии в сети в пределах региона (Саратовской области) - 9990,76 млн. кВт ч.);
- плановая (расчетная) поставка электроэнергии в сеть высокого и среднего напряжения непосредственно от генерирующих источников, а также с оптового рынка электрической энергии (мощности) и от других внешних поставщиков, млн. кВт ч. (то есть, величина полезного отпуска электроэнергии, заявленная на 2007 год ОАО "Саратовэнерго" и зафиксированная в экспертном заключении при установлении тарифов на услугу по передаче электроэнергии).
Следовательно, исходя из методики установления тарифов на 2007 год, используемых для расчетов тарифов значений, а также представленных в материалы дела документов следует, что объем электроэнергии (мощности), отпущенный потребителям электроэнергии в Саратовской области, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, был учтен при установлении тарифов на 2007 год.
Следовательно, согласно пункту 55 Методических указаний (в действующей в спорный период редакции) правовых оснований для применения понижающих коэффициентов на территории Саратовской области, при установлении тарифов на 2008 - 2009 гг., не имелось.
Названная позиция также отражена в письме Федеральной службы по Тарифам от 19.03.2014 г. № СН-3046/13, представленном на запрос суда (том 3 дела).
С учетом изложенного, постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.11.2007 г. № 18/12 и от 25.11.2008 г. № 14/29 в оспариваемой их части являются соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд также полагает, что заявитель, ссылаясь на то обстоятельство, что в 2007 г. общество не обязано было уплачивать тариф по передаче электроэнергии, со ссылкой на судебные акты по делам N№ А57-25142/2008, А57-4927/2010, ошибочно подменяет понятие "уплаты" на "установление тарифа" за 2007 г. В рассматриваемом случае ОАО "Энергокомплекс" получало электроэнергию, то есть являлось потребителем, вне зависимости от того, оплачивало оно услугу по передаче или нет; его объемы электроэнергии (мощности) учтены при установлении тарифов на 2007 г.
В данном случае тарифы в 2007 г. на электроэнергию, отпускаемую потребителям (кроме населения) в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика - ОАО "Саратовэнерго", а также тариф в 2007 г. на услуги по передаче электроэнергии по сетям ОАО "Волжская МРСК", установленные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области соответственно постановлениями от 28.11.2006 г. № 18/18 и от 28.11.2006 г. № 18/17 - не оспорены и не признаны недействующими, следовательно, подлежат применению при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ЗАО "Энергокомплекс" требований.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 ноября 2007 г. № 18/12 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения) гарантирующим поставщиком ОАО "Саратовэнерго" в границах зоны его деятельности в части установления в разделе 1 "Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям через энергетические установки производителя электрической энергии (генераторное напряжение)" в столбце "Показатель группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток", в диапазоне напряжения ВН (110 кВ и выше), в строке "одноставочные тарифы, дифференцированные по диапазонам годового числа часов использования заявленной мощности от 7000 и выше" тарифа в размере 129,2 коп./кВт ч. - соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 54, 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФТС от 23.11.2007 г. № 385-э/1 и в удовлетворении заявленных ЗАО "Энергокомплекс" требований отказать.
Признать постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008 г. № 14/29 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения) гарантирующим поставщиком ОАО "Саратовэнерго" по точкам поставки энергии (мощности) на розничном рынке в части установления в разделе 1 "Прочие потребители, в том числе бюджетные потребители, получающие электрическую энергию и мощность с шин (распределительного устройства) генераторного напряжения", в столбце "Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток"), в диапазоне напряжения ВН (110 кВ и выше), в сроке "одноставочные тарифы, дифференцированные по диапазонам годового числа часов использования заявленной мощности от 7001 и выше" тарифа в размере 143,2 коп./кВт ч - соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 54, 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной тарифной службы от 23.11.2007 г. № 385-э/1 и в удовлетворении заявленных ЗАО "Энергокомплекс" требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направить для опубликования в официальное издание, в котором были опубликованы оспариваемые акты.
Настоящее решение подлежит незамедлительному опубликованию указанным изданием.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 195, 273 - 276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Полный текст решения будет изготовлен в течение пяти дней с момента оглашения резолютивной части решения и направлен сторонам по делу в порядке ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.И.ВИКЛЕНКО

Судьи
Т.А.ЛЕСКИНА
Ю.П.ОГНИЩЕВА


------------------------------------------------------------------