Приказ Минобразования Саратовской области от 09.04.2014 N 1071 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях Саратовской области"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 9 апреля 2014 г. № 1071
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования", от 26 декабря 2013 г. № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", Положением о министерстве образования Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 г. № 267-П "Вопросы министерства образования Саратовской области", в целях обеспечения качественной оценки экзаменационных работ в ходе проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, единого государственного экзамена на территории Саратовской области приказываю:
1. Утвердить Положение о предметных комиссиях Саратовской области (приложение).
2. Отделу государственной итоговой аттестации управления общего образования министерства образования Саратовской области сформировать состав предметных комиссий до 11 апреля 2014 года.
3. Признать утратившими силу приказы министерства образования Саратовской области от 25 февраля 2013 г. № 529 "О предметных комиссиях региональной экзаменационной комиссии Саратовской области", от 25 февраля 2013 года "О предметных комиссиях государственной экзаменационной комиссии Саратовской области".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Саратовской области - начальника управления общего образования.
Министр образования
Саратовской области
М.А.ЕПИФАНОВА
Приложение
к приказу
министерства образования Саратовской области
от 9 апреля 2014 г. № 1071
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1.1. Положение о предметных комиссиях Саратовской области (далее - Положение) разработано на основании нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) с учетом рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
1.2. В Положении определены цели, состав, структура, полномочия, функции предметных комиссий (далее - Комиссии), права, обязанности и ответственность экспертов Комиссий, порядок и сроки работы.
II. Цели и задачи Комиссий
2.1. Комиссии создаются министерством образования Саратовской области (далее - министерство образования) с учетом предложений органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - орган управления образованием), профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования по каждому общеобразовательному предмету в целях проверки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводимой в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), участников ЕГЭ, по образовательным программам основного общего образования, проводимой в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ), письменных и устных экзаменационных работ обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ).
2.2. Комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми актами и распорядительными документами Минобрнауки России, Рособрнадзора, министерства образования по вопросам организационно-технологического сопровождения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), а также настоящим Положением.
2.3. Комиссии выполняют следующие задачи:
обеспечивают независимый порядок проверки и оценивания заданий с развернутым ответом участников ЕГЭ, ОГЭ;
обеспечивают независимый порядок проверки и оценивания экзаменационных работ участников ГВЭ;
проводят анализ типичных ошибок и затруднений, возникающих у обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования в ходе выполнения экзаменационных работ;
разрабатывают рекомендации по совершенствованию подготовки обучающихся по каждому общеобразовательному предмету.
III. Структура и состав Комиссий
3.1. Комиссии создаются по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
3.2. Численный состав Комиссий определяется, исходя из количества участников государственной итоговой аттестации по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному общеобразовательному предмету.
3.3. Председатели Комиссий назначаются приказом министерства образования по согласованию с Рособрнадзором.
3.4. Персональный состав и сроки работы Комиссий утверждает министерство образования на основании решений государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК).
3.5. В состав Комиссий по общеобразовательному предмету включаются специалисты, соответствующие следующим требованиям:
наличие высшего профессионального образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие положительных результатов квалификационного испытания по оцениванию заданий экзаменационных работ участников ГИА, ЕГЭ.
3.6. В состав каждой Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, ответственный секретарь и эксперты Комиссии (далее - эксперты) из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку.
3.7. Функционал, доступный для эксперта, определяется присвоенным ему статусом:
3.7.1. ведущий эксперт имеет право:
быть председателем или заместителем председателя Комиссии;
осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне;
осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ в составе Комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта;
привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету;
участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
3.7.2. старший эксперт имеет право:
осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ в составе Комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта;
привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету;
участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
3.7.3. основной эксперт имеет право осуществлять первую и/или вторую проверку выполнения заданий экзаменационных работ в составе Комиссии.
3.8. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам:
3.8.1. для ведущих экспертов:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационных требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования;
- наличие опыта организационной работы в Комиссии или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав Комиссии входит менее 10 человек;
- наличие опыта оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации не менее трех лет;
- наличие положительных результатов квалификационного испытания по оцениванию заданий экзаменационных работ участников ГИА, ЕГЭ;
3.8.2. для старших экспертов:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационных требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования;
- наличие опыта оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации не менее трех лет;
- наличие положительных результатов квалификационного испытания по оцениванию заданий экзаменационных работ участников ГИА, ЕГЭ;
3.8.3. для основных экспертов:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационных требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования;
- наличие опыта оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации;
- наличие положительных результатов квалификационного испытания по оцениванию заданий экзаменационных работ участников ГИА, ЕГЭ.
IV. Полномочия, функции и организация работы Комиссий
4.1. На экспертов Комиссий возлагается ответственность за объективность и независимость проверки заданий с развернутым ответом в установленные сроки.
4.2. Полномочия председателей Комиссий прекращаются с момента назначения министерством образования нового председателя.
4.3. Комиссии выполняют следующие функции:
осуществляют проверку экзаменационных работ обучающихся образовательных учреждений, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, участников ЕГЭ в соответствии с требованиями рекомендаций, инструкций Рособрнадзора, организации - разработчика экзаменационных заданий;
составляют протоколы проверки экзаменационных работ;
составляют и направляют в ГЭК аналитические отчеты о результатах работы Комиссий, анализ типичных ошибок и затруднений обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ при выполнении экзаменационных работ.
4.4. Комиссии вправе:
готовить рекомендации о мерах по совершенствованию методики подготовки по соответствующему общеобразовательному предмету для направления в муниципальные методические службы Саратовской области;
сообщать в ГЭК об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий.
4.5. Комиссии размещаются в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
Ответственность за создание условий несет руководитель учреждения, в котором организована работа Комиссий.
4.6. Срок проверки экзаменационных работ ЕГЭ, ОГЭ Комиссиями составляет: по русскому языку и математике - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена, по остальным общеобразовательным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена, по экзаменам, проведенным досрочно и в дополнительные сроки, ГВЭ - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
4.7. В рамках осуществления проверки экзаменационных работ обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ предметные комиссии:
принимают к рассмотрению обезличенные копии бланков, на которых оформлены ответы на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов по иностранным языкам;
осуществляют проверку ответов участников ГИА, ЕГЭ и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему общеобразовательному предмету.
4.8. Ответы на задания экзаменационной работы с развернутым ответом обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ проверяются двумя экспертами.
4.8.1. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки предметными комиссиями развернутых ответов, которые после заполнения передаются в региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ) для дальнейшей обработки.
4.8.2. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается проверка третьим экспертом. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему общеобразовательному предмету.
Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом участника ЕГЭ.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
Баллы третьего эксперта являются окончательными.
4.8.3. Третий эксперт для проверки экзаменационных работ участников ОГЭ, ГВЭ по образовательным программам основного общего образования назначается председателем Комиссии из числа экспертов Комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
4.8.4. Третий эксперт для проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ, ГВЭ по образовательным программам среднего общего образования назначается председателем Комиссии из числа экспертов Комиссии, которые по представлению ГЭК были включены в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
4.9. Распределение экзаменационных работ между экспертами Комиссий, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ).
4.10. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ производится председателем Комиссии и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.
4.11. В целях повышения объективности проверки экзаменационных работ по согласованному решению ГЭК или Рособрнадзора возможна межрегиональная перекрестная проверка, перепроверка, а также проверка в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
К проверке таких работ привлекаются эксперты, которые по представлению ГЭК включены в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.
В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.
4.12. Организационное и технологическое сопровождение проверки экзаменационных работ, обеспечение межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ (в том числе передачи обезличенных копий бланков, на которых оформлены ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом) осуществляет РЦОИ.
4.13. Комиссиями оформляются и передаются в ГЭК следующие документы:
аналитический отчет о результатах работы Комиссий, анализ типичных ошибок, затруднений обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ, при выполнении заданий с развернутым ответом;
рекомендации о мерах по совершенствованию преподавания соответствующего предмета;
табель учета рабочего времени экспертов Комиссий, затраченного на проверку экзаменационных работ, количества работ, проверенных каждым экспертом Комиссий;
оформленные договоры с экспертами Комиссий, акты выполненных работ и копии документов на каждого эксперта Комиссии (копия паспорта (2 - 3 стр.), копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копия свидетельства ИНН физического лица, копия двух страниц Сберегательной книжки, открытой на имя эксперта в отделении Сберегательного банка России в пункте проживания, и банковские реквизиты отделения Сбербанка России, в котором открыт лицевой счет или карточки Сбербанка России с указанием лицевого счета).
4.14. Комиссиями оформляются и передаются в РЦОИ протоколы проверки работ обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного общего и среднего образования, и участников ЕГЭ.
4.15. Комиссии участвуют в отборе важных с точки зрения экспертов экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ и наполнении межрегионального банка изображений экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании, предназначенного для использования при подготовке старших экспертов и основных экспертов.
V. Права, обязанности и ответственность председателей
(заместителей председателей) и экспертов Комиссий
5.1. Комиссии возглавляют председатели, которые организуют ее работу и несут ответственность за своевременную и объективную проверку работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ.
5.2. Председатели Комиссий в рамках своей компетенции подчиняются председателю и заместителю председателя ГЭК.
5.3. Заместители председателей Комиссий подчиняются председателям Комиссий, в отсутствие председателей Комиссий выполняют их обязанности.
5.4. Председателем и заместителем председателя Комиссии могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
5.5. Функции председателей Комиссий:
организация обучения лиц, привлекаемых к проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ГИА, ЕГЭ в качестве экспертов предметных комиссий;
представление в ГЭК предложений по составу предметных комиссий, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
формирование графика работы Комиссии по согласованию с руководителем РЦОИ;
прием, выдача и возврат в РЦОИ экзаменационных работ и протоколов проверки, обеспечение режима хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
проведение инструктажа экспертов Комиссии по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
распределение экспертов Комиссии по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
обеспечение своевременной проверки экзаменационных работ;
взаимодействие с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке контрольных измерительных материалов;
информирование председателя ГЭК о ходе проверки экзаменационных работ;
предоставление в ГЭК информации о нарушении экспертом установленного порядка проведения ГИА;
организация учета рабочего времени экспертов Комиссий, затраченного на проверку экзаменационных работ, количества работ, проверенных каждым экспертом комиссии;
оформление договоров с экспертами Комиссий и подготовка актов выполненных работ;
подготовка и обсуждение с экспертами Комиссий аналитического отчета о результатах работы, классификации типичных ошибок и затруднений, возникших у обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ в ходе выполнения экзаменационных заданий;
организация ежегодного обучения экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы Комиссии и статистики удовлетворенных апелляций.
5.6. Председатели Комиссий вправе:
давать указания экспертам Комиссий в рамках своих полномочий;
отстранять экспертов от проверки экзаменационных работ по согласованию с ГЭК;
принимать по согласованию с руководством ГЭК решения по организации работы Комиссий в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы;
использовать анализ статистики удовлетворенных апелляций и анализ согласованности работы Комиссий как дополнительный механизм контроля качества работы экспертов.
5.7. Председатели Комиссий обязаны:
участвовать в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемым ФГБНУ "ФИПИ";
выполнять возложенные функции в соответствии с настоящим Положением;
соблюдать требования законодательных и нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
обеспечивать соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке и хранении работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и участников ЕГЭ;
информировать ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ.
5.8. Эксперты Комиссий вправе:
получать разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки заданий с развернутым ответом, применения (использования) критериев оценивания экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы, обсуждать с председателями Комиссий процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
требовать организации необходимых условий труда;
согласовывать с председателями Комиссий график работы;
принимать участие в обсуждении аналитического отчета о работе Комиссий, типичных ошибок и затруднений, возникших у обучающихся в ходе выполнения экзаменационных заданий, вносить свои предложения.
5.9. Эксперты Комиссий обязаны:
проходить ежегодное квалификационное испытание для определения статуса экспертов Комиссии по каждому общеобразовательному предмету;
объективно проверять выполнение экзаменационных работ участников ГИА, ЕГЭ в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации-разработчика и Рособрнадзора, оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий, фиксируя в работе выявленные ошибки;
профессионально и добросовестно выполнять возложенные на них функции, соблюдать этические и моральные нормы; соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
информировать председателя Комиссий (его заместителя) о проблемах, возникающих при проверке;
незамедлительно информировать ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Комиссий.
5.10. Экспертам Комиссий запрещается:
копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
самостоятельно изменять рабочие места;
пользоваться мобильными телефонами или иными средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
покидать аудиторию без уведомления лица, ответственного за работу в данной аудитории;
оставлять рабочие комплекты на рабочем столе при выходе из аудитории для проверки.
5.11. Эксперты Комиссий могут быть исключены из состава Комиссий в следующих случаях:
предоставления о себе недостоверных сведений;
утери подотчетных документов;
недобросовестного выполнения возложенных на эксперта обязанностей;
возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ГИА, ЕГЭ в текущем году).
5.12. Решение об исключении эксперта из состава Комиссии по проверке экзаменационных работ участников ОГЭ, ГВЭ по образовательным программам основного общего образования принимается министерством образования.
5.13. Решение об исключении эксперта из состава Комиссии по проверке экзаменационных работ участников ЕГЭ, ГВЭ по образовательным программам среднего общего образования принимается ГЭК.
5.14. За нарушение требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, эксперты Комиссий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: