Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Минсельхоза Саратовской области от 29.08.2014 N 61-пр "О ведомственной целевой программе "Развитие овощеводства в защищенном грунте в Саратовской области на 2014 - 2016 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 29 августа 2014 г. № 61-пр

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА В ЗАЩИЩЕННОМ ГРУНТЕ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 26.11.2014 № 82-пр)

В целях создания технологических и экономических условий для устойчивого развития тепличного овощеводства и увеличения объемов валового производства овощей в защищенном грунте на основе повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие овощеводства в защищенном грунте в Саратовской области на 2014 - 2016 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Председателя
Правительства области - министр
А.А.СОЛОВЬЕВ





Приложение
к приказу
министерства сельского хозяйства Саратовской области
от 29 августа 2014 г. № 61-пр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА В ЗАЩИЩЕННОМ ГРУНТЕ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 26.11.2014 № 82-пр)

Паспорт программы

Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области
министерство сельского хозяйства Саратовской области
Наименование программы
ведомственная целевая программа "Развитие овощеводства в защищенном грунте в Саратовской области на 2014 - 2016 годы" (далее - программа)
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении программы
приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 29 августа 2014 г. № 61-пр
Основание для разработки программы
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы;
приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 22 августа 2014 г. № 135-р
Цели и задачи программы
цель программы:
создание экономических условий для устойчивого развития отрасли овощеводства, конкурентоспособной на региональном рынке;
задача:
создание современных тепличных комплексов для обеспечения потребности населения области овощами местного производства
Численность целевой группы населения области, на которую ориентирована программа
2496,5 тыс. чел (население области на 01.01.2014)
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации программы
объем производства овощей в защищенном грунте (валовой сбор);
выручка от реализации тепличных овощей (в сопоставимых ценах);
численность занятого населения в рамках реализации программы;
площадь теплиц, из них:
построенных;
реконструированных
Характеристика мероприятий программы
возмещение части затрат за приобретенное высокотехнологичное оборудование для производства овощей в защищенном грунте
Сроки реализации программы
2014 - 2016 годы
Объем финансового обеспечения программы
общий объем финансового обеспечения программы составляет 1752231,8 тыс. рублей,
в том числе:
из областного бюджета - 10000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 10000,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
из федерального бюджета (прогнозно) - 20491,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 20491,8 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 1721740,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 305560,0 тыс. рублей;
2015 год - 641750,0 тыс. рублей;
2016 год - 774430,0 тыс. рублей.
Реализация программы за счет средств областного бюджета будет осуществляться в объемах, предусмотренных министерству сельского хозяйства области в соответствии с законом Саратовской области об областном бюджете
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
увеличение площади теплиц с 78,1 гектара в 2013 году до 116,2 гектара в 2016 году;
увеличение валового сбора овощей закрытого грунта в 1,6 раза (с 24,5 тыс. тонн в 2013 году до 40,3 тыс. тонн в 2016 году);
рост уровня обеспеченности населения области овощами закрытого грунта местного производства от нормы с 65,4 процента в 2013 году до 107,6 процента в 2016 году;
создание 403 рабочих мест

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ (ЗАДАЧИ), РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ведомственная целевая программа "Развитие овощеводства в закрытом грунте в Саратовской области на 2014 - 2016 годы" призвана стать инструментом для устойчивого развития в Саратовской области отрасли тепличного овощеводства на основе создания современных тепличных комплексов. Реализация программы будет способствовать достижению приоритетных целей развития сельскохозяйственного производства и станет значительным вкладом в решение проблемы импортозамещения овощеводческой продукции на региональном рынке.
Погодно-климатические условия Саратовской области не позволяют населению круглогодично потреблять овощи из открытого грунта. В зимний и весенний периоды содержание овощей в пищевом рационе населения резко сокращается. Важное значение в сглаживании сезонности потребления овощей местного производства приобретает увеличение их производства во внесезонный период.
В Саратовской области площадь тепличных комплексов составляет 89,7 га (зимние - 66,7 га, пленочные - 23 га), из общей площади теплиц используемая площадь составляет 78,1 га.
Производство овощей в защищенном грунте сосредоточено в трех районах области: Саратовском, Татищевском и Балаковском, характеризующихся близостью к рынкам сбыта продукции.
Основными производителями овощей в защищенном грунте являются ОАО "Совхоз Весна", ООО "РЭХН", ООО "Отдых 2010" Саратовского района, ОАО "Волга" (г. Балаково), ООО "Лето-2002" Татищевского района. Практически все тепличные хозяйства области перешли на современную малообъемную технологию по выращиванию овощных культур с применением субстратов минеральной ваты или кокосового субстрата и сбалансированных питательных растворов через систему капельного орошения.
В 2013 году тепличными предприятиями области произведено 24,5 тыс. тонн овощной продукции, или 118 % к уровню 2012 года.
В основном ассортимент производимой продукции защищенного грунта представлен огурцами и томатами, выращиваются также перец, баклажаны, салат, грибы и цветы.
Современное состояние отрасли растениеводства защищенного грунта отражено в таблице 1.

Таблица 1

Показатели
развития отрасли овощеводства закрытого грунта
в Саратовской области в 2009 - 2013 годы

Наименование показателя
Единица измерения
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Посевная площадь овощных культур в закрытом грунте в зимне-весенних теплицах
га
66,0
64,0
70,0
66,3
73,1
Урожайность овощных культур закрытого грунта, всего:
кг/1 кв. м
29,7
30,7
29,3
31,2
33,6
в том числе:






в зимних теплицах
кг/1 кв. м
43,8
42,2
42,1
38,4
39,3
в весенних теплицах
кг/1 кв. м
12,8
16,1
14,8
15,5
22,2
Валовой сбор продукции овощеводства закрытого грунта, всего:
тыс. тонн
19,6
19,7
20,5
20,7
24,5
в том числе:






в зимних теплицах
тыс. тонн
15,8
15,2
15,6
17,4
19,1
в весенних теплицах
тыс. тонн
3,8
4,5
4,9
3,26
5,4

Согласно Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", обеспеченность овощами закрытого грунта собственного производства должна быть не менее 80 процентов.
В соответствии с Рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н, потребление овощей в год должно составлять 120 - 140 килограммов на человека, в том числе тепличных овощей - 12 - 15 килограммов. Рациональное питание предусматривает равномерное потребление овощей в течение года. Для этого потребление тепличных овощей (томаты, огурцы, перец и другое) должно составлять 12 - 15 килограммов на человека в год. В Саратовской области за счет собственного производства обеспечивается только 9,7 кг на человека в год, или 80 - 65,4 % от рациональной нормы потребления (таблица 2).

Таблица 2

Производство овощей защищенного грунта на душу населения
в Саратовской области

Показатель
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Производство овощей защищенного грунта - всего, тыс. тонн
19,6
19,7
20,5
20,7
24,5
в том числе:





в зимних теплицах
15,8
15,2
15,6
17,4
19,1
в весенних теплицах
3,8
4,5
4,9
3,3
5,4
Численность населения области, тыс. чел.
2531,4
2519,1
2508,7
2503,3
2496,5
Производство на 1 человека в год, килограммов
7,7
7,8
8,2
8,3
9,7
Уровень обеспеченности от нормы потребления, процентов
51
52
55
55
65,4

Объемы производства овощей в защищенном грунте в Саратовской области не обеспечивают потребность населения, в результате в зимне-весенний период в Саратовской области образуется определенный дефицит овощной продукции. Образовавшуюся ячейку на рынке заполняет импортная продукция.
Импортозамещение за счет увеличения объемов производства овощей в защищенном грунте за счет создания современных тепличных комплексов, реконструкции и модернизации действующих теплиц обеспечат условия для увеличения производства овощей и повышения конкуренции на региональном рынке овощей.
Саратовская область находится в благоприятной для тепличного овощеводства световой зоне, в связи с этим выращивание овощей в закрытом грунте на территории Саратовской области экономически оправданно.
Анализ положения дел в отрасли овощеводства защищенного грунта в Саратовской области хотя и показывает, что за последние 5 лет площадь овощей закрытого грунта увеличилась на 7,1 гектара, валовой сбор урожайность увеличился на 25 процентов, урожайность - на 13 процентов, однако большинство существующих теплиц физически и морально устарело.
Используемые устаревшие технологии выращивания овощей в закрытом грунте сопряжены с высокими затратами на энергоносители, на содержание и ремонт теплиц, что не способствует повышению эффективности производства овощей. Кроме того, выращивание овощей на существующих площадях не позволяет обеспечить нормативную обеспеченность в овощной продукции защищенного грунта. В результате круглогодичная обеспеченность населения овощами местного производства и наращивание в области объемов производства овощей возможны только при условии строительства новых тепличных комплексов, внедрения новых современных технологий.
В создавшейся ситуации возникает необходимость использования программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью увеличения производства овощей в защищенном грунте и обеспечения населения Саратовской области и других регионов продукцией высокого качества за счет строительства новых тепличных комплексов, реконструкции и модернизации существующих теплиц, внедрения современных технологий выращивания продукции.
Реализация программных мероприятий согласуется с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Строительство, реконструкцию и модернизацию в отрасли планируется осуществлять с учетом всех современных технологий организации тепличных комплексов с применением различных систем, увеличивающих урожайность культур, а также систем, повышающих уровень энергосбережения, автоматизации производства и снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Использование современного технологичного оборудования позволит значительно повысить качество и урожайность выращиваемых культур, а также обеспечить круглогодичный цикл производства.
Реализация мероприятий программы даст стимул для динамичного развития овощеводства закрытого грунта, повышения эффективности и конкурентоспособности производства овощей в закрытом грунте, позволит повысить устойчивость круглогодичного снабжения населения качественными конкурентоспособными овощами защищенного грунта и довести уровень обеспеченности населения тепличными овощами от нормы потребления до 107,6 процентов к уровню 2016 года и производить 16,1 кг овощей закрытого грунта на 1 человека в год.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - создание экономических условий для устойчивого развития отрасли овощеводства конкурентоспособной на региональном рынке.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу эффективного развития отрасли, способной производить высококачественную продукцию в объемах, достаточных для обеспечения населения области и поставок на внутренний и внешний рынки.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующей задачи:
создание современных тепличных комплексов для обеспечения потребности населения области овощами местного производства.

Раздел 3. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Основные целевые индикаторы (показатели) программы и их значения по годам приведены в приложении № 2 к программе.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать базу для устойчивого производства овощей и повышения конкурентоспособности производимой в Саратовской области продукции растениеводства, позволит вывести подотрасль на новый уровень развития, будет способствовать снижению зависимости от импорта за счет увеличения собственного производства сельскохозяйственной продукции.
К числу важнейших целевых индикаторов (показателей), позволяющих оценить ход реализации программы, необходимо отнести следующие показатели:
объем производства овощей в защищенном грунте (валовой сбор);
выручка от реализации тепличных овощей (в сопоставимых ценах);
численность занятого населения в рамках реализации программы;
площадь теплиц, в том числе:
построенных;
реконструированных.
Сочетание инвестиционной активности предприятий отрасли с государственной поддержкой создания современных тепличных комплексов обеспечит достижение поставленной цели и решение задачи программы.
В рамках реализации мероприятий программы будут достигнуты следующие результаты:
увеличение площади теплиц с 78,1 гектара в 2013 году до 116,2 гектара в 2016 году;
увеличение валового сбора овощей закрытого грунта в 1,6 раза (с 24,5 тыс. тонн в 2013 году до 40,3 тыс. тонн в 2016 году);
рост уровня обеспеченности населения области овощами закрытого грунта местного производства от нормы с 65,4 процента в 2013 году до 107,6 процента в 2016 году;
создание 403 рабочих мест.
Кроме того, объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на период реализации программы увеличится с 120,8 млн. рублей в 2013 году до 167,3 млн. рублей в 2016 году.
Данные о достижении намеченных результатов по годам приведены в таблице 3.

Таблица 3

Ожидаемые конечные результаты программы

Показатель
2013 год (базовый)
2014 год
2015 год
2016 год
Общая площадь теплиц потенциальных участников программы всего, га
78,1
89,6
101,6
116,2
из них:




построенных, га
7
11,5
12
14,6
реконструированных, га
7,1
-
13
8,3
Валовой сбор овощей закрытого грунта, тыс. тонн
24,5
27,4
33,7
40,3
в зимних теплицах
19,1
23
32,5
40,3
в весенних теплицах
5,4
4,4
1,2
0
Увеличение валового сбора овощей закрытого грунта к уровню предыдущего года:




тыс. тонн
3
2,9
6,3
6,6
процентов
14,1
11,8
23,0
19,6
Выручка от реализованной продукции (в сопоставимых ценах), млн. рублей
1277,9
1429,2
1757,8
2102,0
Прирост выручки от реализации овощной продукции закрытого грунта (к уровню предыдущего года):




млн. рублей
127,2
151,3
328,6
344,3
процентов
13,6
11,8
23,0
19,6
Создание рабочих мест, единиц
97
102
118
183

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Для достижения цели и выполнения поставленных задач предусматривается реализация мероприятия по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат за приобретенное высокотехнологичное оборудование для производства овощей в защищенном грунте.
Также достижению намеченных результатов будет способствовать развитие системы кредитования подотрасли растениеводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства на 2014 - 2020 годы" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы", способствующей ее устойчивому развитию отрасли и снижению рисков и заключающейся в предоставлении субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, привлеченным на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов.
(часть вторая введена приказом Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
Государственная поддержка позволит предприятиям Саратовской области высвободить часть объемов собственных финансовых средств, которые возможно будет направить на строительство и реконструкцию теплиц и тем самым увеличить объем овощной продукции и повысить конкурентоспособность производимой продукции.
Строительство новых, реконструкция и модернизация существующих тепличных комплексов предприятиями и организациями АПК - участниками программы приведут к улучшению благосостояния сельского населения Саратовской области за счет увеличения количества рабочих мест.
Потенциальными участниками данной программы являются крупные и мелкие сельскохозяйственные товаропроизводители Саратовской области, производящие или планирующие начать производство овощной продукции в защищенном грунте.
Благодаря государственной поддержке, внедрению современных технологий производства овощей, созданию рабочих мест объем производства овощей закрытого грунта будет доведен в 2016 году до 40,3 тыс. тонн.
Система программных мероприятий приведена в приложении № 1 к программе.

Раздел 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Общий объем финансового обеспечения программы составляет 1752231,8 тыс. рублей, в том числе:
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
из областного бюджета - 10000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
2014 год - 10000,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
из федерального бюджета (прогнозно) - 20491,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
(абзац введен приказом Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
2014 год - 20491,8 тыс. рублей;
(абзац введен приказом Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
(абзац введен приказом Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
(абзац введен приказом Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
из внебюджетных источников (прогнозно) - 1721740,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 305560,0 тыс. рублей;
2015 год - 641750,0 тыс. рублей;
2016 год - 774430,0 тыс. рублей.
Финансирование из областного бюджета осуществляется при условии вложения сельхозтоваропроизводителями собственных средств.
Реализация программы за счет областного бюджета осуществляется в пределах средств главного распорядителя бюджетных средств, которым является министерство сельского хозяйства области, в соответствии с Законом Саратовской области об областном бюджете.

Раздел 6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЕЕ ВКЛАДА
В ДОСТИЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ,
ОЦЕНКА РИСКОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности овощеводства в закрытом грунте на основе модернизации, повышения финансовой устойчивости и успешного развития отрасли, созданию условий и предпосылок для устойчивого развития тепличного овощеводства и увеличения производства овощей в закрытом грунте, а также обеспечит повышение производительности труда в отрасли.
Будут увеличены площади обрабатываемых земель сельхозназначения за счет строительства новых тепличных комплексов, снизится импортозависимость региона, повысится рейтинг Саратовской области среди регионов-производителей овощей в закрытом грунте.
Кроме роста производства высококачественной продукции, реализация программы обеспечит повышение занятости населения и дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней (таблица 4).

Таблица 4

Показатели
социально-экономической эффективности реализации программы

№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год (базовый)
2014 год
2015 год
2016 год
1.
Среднегодовая численность работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции в тепличных хозяйствах области
человек
1474
1607
1715
1872
2.
Создание рабочих мест
единиц
97
102
118
183
3.
Отчисления в бюджет всех уровней
тыс. рублей
120,8
139,8
151,2
167,3

В результате реализации мероприятий программы базовые показатели социально-экономического развития в Саратовской области должны существенно улучшиться.
Также реализация мероприятий программы позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям области значительно снизить производственные затраты на возделывание сельскохозяйственных культур за счет сокращения издержек производства и повысить конкурентоспособность продукции овощеводства.
Использование современной техники и оборудования позволит повысить эффективность использования минеральных удобрений с одновременным снижением расхода воды и экономии электроэнергии, снизить эксплуатационные затраты, потребление электроэнергии, повысить автоматизацию управления и эффективность тепличного производства. Все это положительно отразится на конкурентоспособности производимой тепличными хозяйствами овощной продукции.
Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства овощей закрытого грунта (таблица 5).

Таблица 5
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 26.11.2014 № 82-пр)

Показатели
Единица измерения
2014 год
2015 год
2016 год
Выручка от реализации продукции (ТП)
млн. рублей
1429,2
1757,8
2102,0
Ежегодный прирост выручки от реализации овощей 
млн. рублей
151,3
328,6
344,3
Финансовое обеспечение программы (Ф)
Всего, в том числе:
тыс. рублей
336051,8
641750,0
774430,0
областной бюджет
тыс. рублей
10000,0


федеральный бюджет
тыс. рублей
20491,8


Показатели эффективности

процентов
45,0
51,2
44,4

процентов
496,2


Выручка от реализации продукции отрасли на 1 рубль полученной господдержки
рублей
4962,0



Эффективность расходования финансовых средств на реализацию мероприятий программы определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:

где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции;
Ф - объем финансирования производства продукции по программе.
(часть восьмая в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 26.11.2014 № 82-пр)
Аналогично осуществляется оценка эффективности расходования средств областного бюджета по программе:



где - коэффициент эффективности расходования бюджетных средств по программе.
Оценку эффективности реализации программы предполагается проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей валового производства овощей закрытого грунта, выручки от их реализации, численности занятого населения, площади теплиц.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы предполагается проводить по годам.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Все вновь создаваемые тепличные комплексы будут соответствовать действующим в Российской Федерации экологическим нормам, поэтому реализация программы не несет негативных экологических последствий.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
риски, связанные с изменениями внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и пошлин. Успешное функционирование аграрного сектора зависит от ситуации на международных рынках и деятельности экспортеров и импортеров сельхозпродукции на внутреннем рынке. Изменение конъюнктуры международной торговли сельхозпродукцией может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (рост цен на энергоносители, удобрения и др.), а также непредвиденно высокий рост цен на используемое при тепличном производстве овощей сырье (семена, субстрат и другое), которые могут привести к существенному удорожанию производимой продукции и трудностям с ее реализацией;
внутренние риски:
недостаточный уровень софинансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
риски по вводу в эксплуатацию объектов, сопряженные с несвоевременной поставкой строительных материалов и оборудования, нарушением графика выполнения работ.
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на поставку электрической энергии, технологического газа, риск повышения цен на специализированное технологическое оборудование для производства овощей в защищенном грунте подлежат государственному управлению.

Раздел 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основании оценки состояния целевых индикаторов, оценки фактически достигнутых и планируемых результатов программы. Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки:

Состояние целевого индикатора на конец отчетного периода
Оценка состояния целевого индикатора
при росте уровня расходов <*>
при сохранении уровня расходов
при снижении уровня расходов
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение)
1
2
3
Достижение запланированного значения целевого индикатора
0
1
2
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение)
0
0
1

--------------------------------
<*> Под расходами понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию программы.

Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:

Наименование целевого индикатора
Оценка состояния целевого индикатора (баллов)
объем производства овощей в защищенном грунте (валовой сбор);
состояние целевого индикатора
выручка от реализации тепличных овощей (в сопоставимых ценах);
состояние целевого индикатора
численность занятого населения в рамках реализации программы;
состояние целевого индикатора
площадь теплиц, из них:
состояние целевого индикатора
построенных
состояние целевого индикатора
реконструированных
состояние целевого индикатора
Итоговая сводная оценка
сумма баллов по строкам

Эффективность программы определяется по следующей форме:

Вывод об эффективности программы
Итоговая сводная оценка (баллов)
Эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом
менее X
Эффективность программы находится на уровне предыдущего года
X
Эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом
более X

X - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов программы за предыдущий год. В случае если программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой программы.
Вывод о снижении или повышении эффективности программы является основанием для подготовки предложений по корректировке средств, выделяемых главному распорядителю средств из областного бюджета на текущий финансовый год на финансирование программы.

Раздел 8. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятия программы взаимоувязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие тепличного овощеводства в хозяйства тех муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и (или) развивают социальную и инженерную инфраструктуру, участвуют в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы".
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет осуществляться за счет собственных и кредитных (заемных) средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК и средств областного бюджета.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28 октября 2011 г. № 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
Работники тепличных комплексов, занятые в сельскохозяйственном производстве и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, будут обеспечиваться жильем в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и подпрограммой "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы".
За период действия указанной федеральной целевой программы в Саратовской области жилищные условия улучшат 3856 сельских семей, в том числе 2197 молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности. С этой целью будет введено (приобретено) 270 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, из них 154 тыс. кв. м - для молодых семей и молодых специалистов.
Кроме того, в рамках указанных программ будут осуществлены мероприятия по повышению уровня газификации жилого фонда природным газом на 1 процент (до 99 процентов), уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой - на 13 процентов (до 70 процентов). К 2020 году запланировано вести в действие в сельской местности 46 километров распределительных газовых сетей и 640 километров локальных водопроводов, открыть 50 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, обеспечить ввод в действие трех общеобразовательных организаций на 480 учебных мест, трех учреждений культурно-досугового типа на 580 мест, реализовать 8 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку.
В 2012 - 2013 годах в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и аналогичной областной целевой программы построено (приобретено) 37,9 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, из них 22,4 тыс. кв. м - для молодых семей и молодых специалистов.
В области введено в действие 62,4 км распределительных газовых сетей, 175,1 км локальных водопроводов, что позволило водообеспечить более 6 тыс. сельских жителей, введено в действие 2 общеобразовательных учреждения на 370 учебных мест, открыто 6 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики.
Увеличение площадей тепличных комплексов за счет их строительства и увеличение урожайности действующих теплиц позволит получить дополнительную сельскохозяйственную продукцию и будет способствовать развитию инженерной и транспортной инфраструктуры муниципальных образований Саратовской области за счет внебюджетных источников. Для развития инфраструктуры муниципальных образований Саратовской области, в том числе и при строительстве новых тепличных комплексов, будут учитываться схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы сельских поселений, разработанные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы городских округов и поселений размещены на сайте www.minstroy.saratov.gov.ru, генеральный план г. Саратова, планировочная структура г. Саратова, схемы и фрагменты генерального плана размещены на сайте Администрации г. Саратова www.saratovmer.ru).
В программе заложены основы перехода на современные ресурсосберегающие технологии выращивания тепличных овощных культур, а также применение новых и усовершенствованных конструкций теплиц, технологического оборудования и систем обеспечения микроклимата в теплицах, обеспечивающих повышение урожайности и качества овощей, повышение конкурентоспособности вырабатываемой продукции.

Раздел 9. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей и задач программы, индикаторов и мероприятий, утвержденных в программе, является министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Контроль за целевым расходованием средств областного бюджета осуществляют министерство сельского хозяйства Саратовской области и органы государственного финансового контроля.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области:
осуществляет распределение бюджетных ассигнований по получателям средств областного бюджета;
формирует и представляет отчет о реализации программы в министерство экономического развития и инвестиционной политики области;
организует размещение программы в сети Интернет в трехдневный срок после ее утверждения;
вносит изменения в действующие программы, в том числе изменение целевых индикативных показателей в установленном порядке и размещает текст в сети Интернет в трехдневный срок после их утверждения;
устанавливает должностное лицо, ответственное за реализацию программы.
Контроль за исполнением целевых показателей осуществляет министерство сельского хозяйства Саратовской области по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии получателя субсидии в сроки и по формам, утвержденным министерством сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 131.
Отчет о реализации программы должен содержать:
сведения о результатах реализации программы за отчетный год;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы;
сведения о соответствии фактических показателей реализации программы целевым индикативным показателям ожидаемых результатов мероприятий программы, установленным при их утверждении;
причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений индикативных показателей результативности от запланированных, предложения по корректировке плановых значений показателей результативности программы, а также меры по повышению эффективности реализации программы.
Сельскохозяйственные товаропроизводители области (потенциальные участники программы) осуществляют и несут персональную ответственность:
за достижение индикативных показателей программы;
за реализацию мероприятий программы;
за своевременное представление отчетности в министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Контроль за исполнением программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2012 г. № 590-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".





Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие овощеводства в защищенном грунте
в Саратовской области на 2014 - 2016 годы"

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 26.11.2014 № 82-пр)

Цель, задачи, наименование мероприятий
Источники финансового обеспечения
Объем финансового обеспечения, (тыс. рублей)
в том числе по годам:
Показатели результативности выполнения мероприятий
2014
2015
2016
наименование показателя, (единица измерения)
Базовое значение (2013)
2014
2015
2016
Целевое значение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Цель - создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей условий для увеличения объемов производства овощей в защищенном грунте на основе повышения конкурентоспособности предприятий отрасли;
Задача - создание современных тепличных комплексов для обеспечения потребности населения области овощами местного производства
1. Развитие отрасли овощеводства в защищенном грунте, в том числе:
всего
1752231,8
336051,8
641750,0
774430,0
Общая площадь теплиц <*>, га
78,1
89,6
101,6
116,2
116,2
областной бюджет
10000,0
10000,0


прирост валового сбора овощей закрытого грунта к уровню предыдущего года, процентов
14,1
11,8
23,0
19,6
в 1,6 раза к 2013 году
федеральный бюджет (прогнозно)
20491,8
20491,8


уровень обеспеченности населения области овощами закрытого грунта местного производства, процентов
65,4
73,2
90,0
107,6
107,6
средства внебюджетных источников (прогнозно)
1721740,0
305560,0
641750,0
774430,0
создание рабочих мест, единиц
97
102
118
183
403
1.1. Возмещение части затрат за приобретенное новое высокотехнологичное оборудование для производства овощей в защищенном грунте
всего
336051,8
336051,8


Общая площадь теплиц <*>, га
78,1
89,6


89,6
областной бюджет
10000,0
10000,0


прирост валового сбора овощей закрытого грунта к уровню предыдущего года, процентов
14,1
11,8


в 1,1 раза к 2013 году
федеральный бюджет (прогнозно)
20491,8
20491,8


уровень обеспеченности населения области овощами закрытого грунта местного производства, процентов
65,4
73,2


73,2
средства внебюджетных источников (прогнозно)
305560,0
305560,0


создание рабочих мест, единиц
97
102


102
Итого:
всего
1752231,8
336051,8
641750,0
774430,0






областной бюджет
10000,0
10000,0


федеральный бюджет (прогнозно)
20491,8
20491,8


средства внебюджетных источников (прогнозно)
1721740,0
305560,0
641750,0
774430,0

--------------------------------
<*> Общая площадь теплиц потенциальных участников программы





Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие овощеводства в защищенном грунте
в Саратовской области на 2014 - 2016 годы"

СИСТЕМА
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п
Наименование целевого индикатора (показателя)
Единица измерения
Значение целевого индикатора (показателя) по годам
базовое значение 2013
2014
2015
2016
Целевое значение
Задача - создание современных тепличных комплексов для обеспечения потребности населения области овощами местного производства
1.
Объем производства овощей в защищенном грунте (валовой сбор)
тыс. тонн
24,5
27,4
33,7
40,3
40,3
2.
Выручка от реализации тепличных овощей (в сопоставимых ценах)
млн. рублей
1277,9
1429,2
1757,8
2102,0
2102,0
3.
Численность занятого населения в рамках реализации программы
человек
1474
1576
1694
1877
1877
4.
Общая площадь теплиц, из них:
га
78,1
89,6
101,6
116,2
116,2
4.1.
построенных
га
7,0
11,5
12,0
14,6
38,1


------------------------------------------------------------------