Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Саратовской области от 26.03.2014 N 42-Пр "О развитии системы профориентации молодежи в Саратовской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. № 42-Пр

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях повышения информированности населения области о реальных потребностях рынка труда, поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, восстановления системной профориентационной работы, межведомственной координации деятельности субъектов системы профориентации:
1. Утвердить Концепцию развития системы профессиональной ориентации молодежи в Саратовской области до 2020 года согласно приложению.
2. Министерству занятости, труда и миграции области, министерству образования области, министерству молодежной политики, спорта и туризма области, министерству промышленности и энергетики области, министерству сельского хозяйства области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерству экономического развития и инвестиционной политики области, министерству здравоохранения области, министерству социального развития области, министерству информации и печати области, комитету транспорта области в срок до 1 апреля 2014 года разработать совместный План мероприятий по реализации Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи в Саратовской области до 2020 года.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П.В.

Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ





Приложение
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 26 марта 2014 г. № 42-Пр

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Введение

Концепция развития системы профессиональной ориентации молодежи в Саратовской области до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные цель, задачи и принципы профориентационной работы, представляющей собой систему мероприятий по подготовке молодежи к выбору профессии, направленному на достижение баланса личностных запросов и потребностей регионального рынка труда в квалифицированных конкурентоспособных кадрах.

Основные термины и определения

Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, предполагает выбор профессиональной карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Профессиональная карьера - профессиональный путь личности, на котором он осознанно и ответственно, в соответствии со своими психофизиологическими характеристиками, ценностными ориентациями и социальным опытом осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности, приобретает умения, знания, навыки, личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для успешного выполнения этой профессиональной деятельности, а также связанных с ней других социальных ролей, что обеспечивает наиболее полную самореализацию человека.
Планирование профессиональной карьеры - это самостоятельный, осознанный, ответственный, научно обоснованный процесс определения системы целей в области профессиональной карьеры личности, путей и средств их достижения, который включает в себя выбор сферы профессиональной деятельности, профессиональное обучение, трудоустройство, профессиональный рост, корректировку или изменение профессиональной карьеры, выход на пенсию, активную трудовую жизнь на пенсии.

Актуальность разработки Концепции

В экономике области наиболее значительными секторами являются промышленность, сельское хозяйство, транспортный комплекс, строительство.
Показателями преодоления кризисных явлений в экономике и на рынке труда области стали рост к началу 2013 года уровня занятости в организациях области, снижение высвобождений работников из крупных и средних предприятий. Ликвидация неэффективных рабочих мест сопровождалась созданием новых рабочих мест как за счет создания новых организаций, так и в результате модернизации, освоения новых производств, увеличения объемов выпуска продукции на действующих предприятиях.
На 1 января 2013 года в области сложилась следующая структура потребности в работниках в разрезе видов экономической деятельности:
обрабатывающие производства - 17,9 процента от заявленной предприятиями области потребности (26,2 тыс. человек);
торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий - 14,9 процента (21,7 тыс. вакансий);
строительство - 12,7 процента (18,6 тыс. человек);
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг - 9,9 процента (14,4 тыс. человек);
здравоохранение - 8,5 процента (12,4 тыс. человек);
сельское хозяйство - 6,6 процента (9,7 тыс. человек);
образование - 6,1 процента (8,9 тыс. человек);
транспорт и связь - 5,1 процента (7,4 тыс. человек);
прочие - 18,3 процента (21,4 тыс. человек).
Основной спрос на рабочую силу по-прежнему формировался на территории областного центра (свыше 39 процентов от общей потребности предприятий области в кадрах), Энгельсском (14 процентов) и Балаковском (11 процентов) районах.
На начало 2013 года областной банк данных вакантных должностей и свободных рабочих мест располагал сведениями о 29,4 тыс. вакансий. По-прежнему большинство вакансий (70 процентов) предназначалось для граждан, имеющих рабочие профессии. Средняя заработная плата по вакансиям - 11,5 тыс. рублей.
Из общего количества вакансий по рабочим профессиям доля профессий, требующих наличия квалификации, составляла 70 процентов, или 14,2 тыс. единиц:
доля вакансий со средним профессиональным образованием - 30 процентов от общего количества рабочих вакансий (или 4,3 тыс.);
доля вакансий с начальным профессиональным образованием - 70 процентов от общего количества рабочих вакансий (или 9,9 тыс.).
Из них наиболее востребованы: водитель автомобиля (7,5 процента общей потребности в рабочих), слесарь (7,3 процента), электрогазосварщик (3,2 процента), монтажник (3,1 процента), оператор (различной техники) (2,2 процента), продавец (2,1 процента), токарь (1,8 процента), электромонтер (1,4 процента), парикмахер (1 процент).
Из общего количества вакансий для инженерно-технических работников и служащих (8,8 тыс. единиц):
доля вакансий со средним профессиональным образованием - 40 процентов (3,5 тыс. единиц);
доля вакансий с высшим профессиональным образованием - 60 процентов (или 5,3 тыс. единиц).
Наиболее востребованные вакансии: сестра медицинская (7,5 процента), агент страховой (4 процента), инспектор (3 процента), воспитатель (3 процента), администратор (2 процента), кассир (1 процент), техник (1 процент).
В то же время сохранялся избыток на профессиональных рынках труда сельскохозяйственных работников, физиков, математиков (на одну вакансию претендовали 4 человека и более), операторов ЭВМ, ПК, печатников, переплетчиков (3 человека), юристов, бухгалтеров, экономистов, секретарей, делопроизводителей, техников-теплотехников, химиков, биологов (2 человека).
В 2012 году в целях поиска подходящей работы в центры занятости населения обратились 5,4 процента выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.
Выпускники образовательных организаций высшего образования, обратившиеся в центры занятости населения, чаще всего имели следующие профессии: экономист (23,9 процента), инженер (различного профиля) (19 процентов), юрисконсульт (16 процентов), специалист (различного профиля) (11,1 процента), менеджер (10,9 процента), учитель, преподаватель, педагог (6,9 процента), агроном (1,9 процента), бухгалтер (1,9 процента). Причинами обращения в службу занятости служили затруднения в трудоустройстве (например, по профессиям экономист, юрист). В других случаях выпускники ориентировались на получение высшего образования и, получив диплом, занялись поиском работы по другой, возможно, более оплачиваемой, профессии. В некоторых случаях происходило разочарование в полученной профессии, осознание ошибочности выбора.
Выпускники техникумов чаще обращались в центры занятости населения, имея профессии техник (27,1 процента), бухгалтер (23 процента), медицинская сестра (10,3 процента), юрисконсульт (5,7 процента), менеджер (3,8 процента), фельдшер (3,5 процента). Причиной обращения являлась потребность получения информации о способах поиска работы, спросе и предложении рабочей силы на рынке труда, вакансиях по более высокооплачиваемым профессиям, чем полученная.
Выпускники профессиональных училищ, обратившиеся в центры занятости населения, чаще всего являлись обладателями профессий повар (23,2 процента), оператор ЭВМ (19,2 процента), электрогазосварщик (9,4 процента), маляр (5,4 процента), тракторист (5,4 процента). Мотивом обращения в службу занятости чаще всего становилось получение помощи в подборе вакансий по полученной профессии, в отдельных случаях - возможность получения льгот (получение повышенного пособия по безработице детьми-сиротами).
Вместе с тем выпускники общеобразовательных организаций, не имея информации о реальном спросе на региональном рынке труда, продолжают ориентироваться на выбор престижных профессий, таких как юрист, бухгалтер, экономист, при всей очевидной их невостребованности. Так, по данным социологического исследования, проведенного в 2012 году:
подавляющее большинство выпускников общеобразовательных организаций области ориентировались на получение высшего профессионального образования (63,6 процента респондентов);
доминирующими мотивами ориентации выпускников на высшее образование являлись как профессиональные мотивы (получение качественных знаний, интересной специальности) (указали 41,8 процента респондентов), так и мотивы социального престижа образовательной организации (престижность образования) (указали 28,4 процента);
школьники, выбравшие получение специальности в образовательных организациях высшего образования, недооценивают трудности, связанные с трудоустройством по выбранной специальности. Только 21,4 процента обучающихся оценивают как важный фактор при выборе образовательной организации возможность дальнейшего трудоустройства после его окончания;
условиями, препятствующими выбору школьниками обучения в профессиональных образовательных организациях, являются непрестижность обучения или отсутствие интересующих их профессий;
определяющими условиями выбора школьниками рабочих профессий являются высокая зарплата и высокий статус рабочей профессии в обществе;
учащиеся выпускных классов образовательных организаций среднего общего образования области чаще всего выбирали следующие профессии: врач (11,7 процента респондентов), юрист (8,5 процента), экономист (7,8 процента), учитель, преподаватель (7,7 процента), программист (5,7 процента), инженер (5,1 процента), менеджер (3,5 процента), бухгалтер (3,5 процента), электрогазосварщик (2,5 процента), психолог (2,4 процента), медицинская сестра (2,3 процента), электромонтер (2,1 процента), технолог (2 процента), дизайнер (1,8 процента), повар (1,8 процента), фармацевт (1,6 процента), военнослужащий (1,5 процента), спасатель МЧС (1,5 процента), парикмахер (1,4 процента), продавец (1,3 процента);
наименьшее число выборов (0,1 процента и менее) получили профессии: бармен, биолог, доярка, зоотехник, машинист крана, маляр, механизатор, монтажник, облицовщик-плиточник, плотник, помощник машиниста, прораб, слесарь-сантехник, столяр, токарь, трубоукладчик, фельдшер, фермер, фрезеровщик, химик, швея, штукатур, электромонтажник;
к началу последнего учебного года 11 процентов обучающихся еще не определились в выборе профессии.
Изучение ситуации на рынке труда области, состояния подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, предпочтений молодежи при профессиональном самоопределении выявило:
наличие территориального и структурного дисбалансов спроса и предложения рабочей силы, формирующее кадровый дефицит;
потребность в работниках, обладающих профессиональными компетенциями и квалификациями, отсутствие их у многих молодых граждан;
непривлекательность рабочих мест из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда, отсутствия социального пакета;
отсутствие представлений у многих молодых граждан о реальном спросе на кадры и ориентация этих граждан на получение "престижных" профессий в образовательных организациях высшего образования;
рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг по ряду направлений.
Формирование у молодежи осознанного отношения к выбору профессии, построению профессиональной карьеры в современных условиях возможно с помощью системной профессиональной ориентации.
Для поддержания конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности молодые люди должны обладать знаниями, умениями, навыками, позволяющими осуществить выбор профессии в соответствии с личными склонностями, возможностями, а также потребностями работодателей, а в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы позволяющими профессионально адаптироваться.
Актуальной является проблема социально-профессиональной адаптации выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Важность координации на областном уровне деятельности по сопровождению профессионального самоопределения граждан обусловлена участием в ней различных структур и социальных институтов, решающих зачастую достаточно узкие, внутриведомственные задачи. Существует необходимость создания комплексной (с участием всех ее субъектов) рыночно ориентированной системы профессиональной ориентации для формирования спроса населения на услуги профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда.
Областные мероприятия в сфере профориентации молодежи должны быть направлены на массовую популяризацию рабочих и инженерных профессий.

Правовая база Концепции

Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р;
постановление Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 г. № 420-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года";
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783;
Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования к образовательным программам.

Понятие системы профессиональной ориентации

Система профессиональной ориентации молодежи в Саратовской области (далее - система профориентации) представляет собой совокупность субъектов системы профессиональной ориентации:
государственных органов области;
учреждений соответствующей отраслевой принадлежности (по согласованию);
органов местного самоуправления (по согласованию);
объединений работодателей (по согласованию);
организаций различных форм собственности (по согласованию).
В развитии системы профессиональной ориентации молодежи особое значение должны приобрести скоординированные действия общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, иных организаций, а также средств массовой информации, семьи, общественных объединений и организаций и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодежи.
Для достижения целей Концепции субъекты системы профориентации тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих полномочий исполняют функции в области профессиональной ориентации молодежи.
Деятельность системы профориентации подчинена целям государственной политики в указанной области и направлена на организацию профессионального самоопределения молодежи с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.

Основная цель, задачи и принципы развития областной системы
профессиональной ориентации молодежи

Основной целью системы профессиональной ориентации молодежи является обеспечение эффективного профессионального самоопределения молодежи с достижением баланса личностных запросов и потребностей регионального рынка труда в квалифицированных конкурентоспособных кадрах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
нормативное правовое, методическое, организационное обеспечение и информационное сопровождение профориентационной деятельности;
осуществление регулярных мониторингов и исследований профориентационной направленности;
проведение профессиональной ориентации молодежи с учетом развития рынка труда, популяризация рабочих и инженерных профессий, востребованных экономикой области;
усиление связи общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования области с работодателями;
внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы, в том числе использование профессиональных проб, информационно-телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики области и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
В основу деятельности по профессиональной ориентации молодежи положены следующие принципы:
равные возможности получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;
доступность профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства;
добровольность получения профориентационных услуг для всех социальных групп;
конфиденциальный и рекомендательный характер профконсультаций и профподбора, соблюдение специалистами профессиональной этики;
непрерывность профориентационного процесса, пролонгированные наблюдения за процессами профессионального становления и развития молодежи;
приоритет интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации.

Организационное обеспечение профориентационной работы

Для определения приоритетных направлений развития системы профориентации области, обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти области в сфере профессиональной ориентации молодежи планируется создание Межведомственного координационного совета по профессиональной ориентации молодежи Саратовской области (далее - Межведомственный координационный совет), состав которого утверждается Правительством области.
Межведомственный координационный совет осуществляет следующие функции:
обеспечивает согласованность действий заинтересованных органов исполнительной власти области, общественных организаций и объединений, представляющих интересы молодежи, в области профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи;
рассматривает и готовит предложения по нормативно-правовому регулированию в сфере профессиональной ориентации молодежи;
рассматривает результаты мониторинга по реализации мер и мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
рассматривает данные мониторинга профориентации молодежи, ищущей работу, готовит предложения по повышению эффективности реализации мероприятий в области профессиональной ориентации и занятости молодежи;
осуществляет подготовку предложений по улучшению реализации мероприятий в области профессиональной ориентации молодежи;
рассматривает и готовит предложения по распространению положительной практики мер, принимаемых в области профессиональной ориентации и занятости молодежи.
Министерство занятости, труда и миграции области:
формирует прогноз баланса трудовых ресурсов;
проводит мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
представляет информацию о динамике изменения спроса и предложения на рынке труда субъектам системы профориентации молодежи;
формирует банк вакансий по востребованным на региональном рынке труда профессиям и специальностям;
координирует работу подведомственных учреждений по профессиональной ориентации молодежи.
Центры занятости населения:
осуществляют информирование обучающихся и выпускников общеобразовательных организаций, учителей и родителей о ситуации на рынке труда области, о профессиях (специальностях), пользующихся спросом на рынке труда;
проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование молодежи;
проводят профессиональный подбор наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей перед направлением безработной молодежи на обучение профессиям, востребованным на областном рынке труда;
участвуют совместно с работодателями, общественными молодежными объединениями и организациями, образовательными организациями в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи;
взаимодействуют с органами местного самоуправления, общественными молодежными объединениями и организациями, образовательными организациями и работодателями по вопросам профессиональной ориентации молодежи региона.
Министерство образования области:
готовит прогноз потребности в квалифицированных работниках по отраслям с учетом перспектив развития экономики и рынка труда для подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
обеспечивает создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации молодежи;
осуществляет руководство профориентационной работой в образовательных организациях;
поддерживает деятельность центров содействия трудоустройству в профессиональных образовательных организациях, содействует их оснащению методическими пособиями и оборудованием;
обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации молодежи;
обеспечивает условия для целевой подготовки кадров.
Министерство экономического развития и инвестиционной политики области:
формирует стратегию социально-экономического развития области, определяет его приоритеты, осуществляет прогнозы в сфере инвестиционной деятельности.
Министерство здравоохранения области:
содействует в организации работы по профессиональной ориентации молодежи на базе учреждений здравоохранения;
реализует меры по проведению профориентационной работы с молодежью подведомственными учреждениями;
участвует в отборе выпускников организаций среднего общего образования и обеспечивает выдачу направлений на целевую подготовку медицинских кадров, заключает договоры на целевую подготовку с образовательными организациями высшего образования.
Учреждения здравоохранения области в пределах своей компетенции:
выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (учащихся образовательных учреждений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность;
проводят оздоровительные мероприятия, врачебно-профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации;
осуществляют врачебный контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков;
обеспечивают организацию мер профилактического характера, прежде всего по отношению к лицам из групп повышенного риска.
Министерство социального развития области:
содействует в организации работы по профессиональной ориентации молодежи в подведомственных учреждениях;
обеспечивает прохождение производственной (или ознакомительной) практики студентов образовательных организаций высшего образования в министерстве социального развития и в подведомственных учреждениях.
Областные учреждения социальной защиты населения в пределах своей компетенции:
формируют у клиентов трудовые умения и навыки, способствуют проявлению интереса несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, к определенному роду деятельности, сознательному выбору профессии;
содействуют клиентам учреждений в трудоустройстве, обучении, переквалификации при взаимодействии с центрами занятости и учреждениями системы образования, в целях улучшения социально-экономических условий их жизни.
Министерство промышленности и энергетики области, министерство сельского хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет транспорта области:
участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и регионального рынка труда;
содействуют в реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с молодежью.
Министерство молодежной политики, спорта и туризма области:
организует работу по информационно-методической поддержке молодежных инициатив в сфере профориентации и содействия профессиональному самоопределению молодежи.
Министерство информации и печати области:
содействует в размещении в региональных средствах массовой информации информационных материалов о состоянии регионального рынка труда;
содействует в реализации средствами массовой информации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с молодежью.

Результаты реализации Концепции

К основным результатам реализации Концепции профессиональной ориентации молодежи относятся:
рост количества обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по профессиям (специальностям), востребованным на региональном рынке труда;
увеличение доли поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, получивших профориентационные услуги в общей численности граждан, поступивших в указанные образовательные организации;
рост уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в первый год после выпуска в общем количестве трудоустроенных выпускников указанной категории.


------------------------------------------------------------------